Повреждение прокладки головки блока цилиндров двигателя, в подавляющем большинстве случаев, приводит к серьезному нарушению его работы.
В результате которого эксплуатировать как двигатель так и автомобиль становится невозможным.
Прогорание прокладки головки блока может привести к течи, либо смешению рабочих жидкостей и газов двигателя. Так как она уплотняет соединения каналов системы смазки, системы охлаждения и камер сгорания. Неисправность прокладки можно определить самостоятельно по нескольким признакам. См. «Прогорела прокладка головки блока двигателя, признаки, причины».
На примере двигателя 21083 (1,5 л, 8 клапанов) автомобилей ВАЗ 21083, 21093, 21099 рассмотрим как производится замена прокладки головки блока цилиндров.
Выполнить такую работу можно своими силами, в условиях гаража или даже без него. Но, если нет уверенности в своих силах, либо на это нет времени, то следует обратиться в специализированную мастерскую. Так как от качества проведенной работы будет зависеть сама возможность дальнейшей эксплуатации двигателя.
Необходимые инструменты, приспособления и запчасти
Прокладка головки блока двигателя 21083. Ее номер 21083-1003020. С уже нанесенным на нее герметиком.
Две прокладки под впускной или выпускной коллектор двигателя. Их каталожный номер 21083-1008081 (21083-1008081-10, 21083-1008081-14).
Шестигранник на 10 мм для отворачивания болтов крепления головки блока.
Накидной ключ или головка на «10».
Накидной ключ или головка на «13».
Высокая головка на «13» или аналогичный трубчатый ключ.
Динамометрический ключ.
Автомобильный герметик.
Подготовительные работы
Даем двигателю остыть если он был прогрет.
Снимаем клеммы с выводов аккумуляторной батареи.
Сливаем антифриз (тосол) из системы охлаждения.
Выставляем распределительный и коленчатый валы двигателя по установочным меткам.
Замена прокладки головки блока двигателя 21083 (2108, 21081)
1. Демонтируем часть деталей с головки блока.
Необходимо демонтировать с головки блока двигателя детали, которые будут мешать ее снятию.
Снимаем корпус воздушного фильтра двигателя.
Отсоединяем провода от датчика температуры ОЖ и датчика аварийного давления масла.
Отсоединяем от карбюратора все тяги, трубки и провода. Снимаем его с двигателя.
Снимаем бензонасос (топливный насос).
Снимаем трамблер. Перед его снятием отсоединяем от свечей высоковольтные провода.
Снимаем блок вспомогательных агрегатов.
Отсоединяем шланги от выпускного патрубка головки блока.
Снимаем защитный щиток под карбюратором.
Отсоединяем от головки впускной и выпускной коллекторы двигателя. Так как велика вероятность, что гайки крепления фланца приемной трубы глушителя сильно прикипели к шпилькам, то отвернуть их просто так скорее всего не удастся. Поэтому мы лучше отвернем несколько гаек крепления впускного и выпускного коллектора к самой головке. Используем для этого длинную головку на «13». После отворачивания гаек крепления впускной коллектор снимаем, а выпускной, вместе с приемной трубой глушителя («штанами») отодвигаем от головки блока.
Снимаем переднюю защитную крышку привода ГРМ.
Ослабляем натяжной ролик и снимаем ремень привода ГРМ. После чего снимаем натяжной ролик.
Демонтируем шкив распределительного вала.
Отворачиваем гайку крепления задней защитной крышки привода ГРМ.
Далее отсоединяем клапанную крышку.
Отворачиваем гайки крепления корпуса распредвала в порядке обратном затягиванию (в несколько проходов) и снимаем его две половинки.
Вынимаем распределительный вал из пастелей в головке блока.
2. Снимаем головку блока двигателя 21083 (21081, 2108).
Чтобы снять головку блока двигателя необходимо отвернуть десять болтов ее крепления к блоку цилиндров. Для их отворачивания применяем шестигранник на «10», высокую головку и вороток. Вороток можно удлинить отрезком трубы так как момент затяжки болтов довольно большой.
Болты выворачиваем в порядке обратном заворачиванию (от краев к центру). Вот схема последовательности их отворачивания.
Делаем это в несколько проходов — сначала слегка срываем все болты, потом их еще слегка отпускаем. А потом уже полностью выворачиваем и вынимаем вместе с шайбами.
Если болты крепления головки были до этого правильно и без проблем затянуты, то обычно хватает пары оборотов ключа что бы ослабить их затяжку, а дальше они должны выворачиваться «от руки».
Снимаем головку с блока двигателя, потянув ее вверх с направляющих втулок.
3. Производим замену прокладки головки блока двигателя 21083.
Снимаем старую прокладку с головки блока. Если она прикипела поддеваем ее ножом и отделяем.
Привалочные поверхности головки блока и блока цилиндров тщательно зачищаем от остатков прокладки.
Так же зачищаем привалочные поверхности головки блока и впускного и выпускного коллекторов.
Плюс ко всему необходимо прочистить от масла отверстия под болты крепления головки в блоке двигателя.
Проводим проверку поверхностей головки и блока на наличие деформации.
Если все в норме, устанавливаем новую прокладку головки блока. Она должна сесть четко на направляющие втулки в блоке цилиндров.
Следует сразу сказать, что прокладка головки блока одноразовая и повторному использованию не подлежит.
4. Устанавливаем обратно головку блока.
Выставляем все поршни в цилиндрах в среднее положение.
Устанавливаем головку блока на блок цилиндров. Она так же должна сесть на направляющие втулки.
Проверяем длину болтов крепления головки блока. Если она больше 135,5 мм, то заменяем их новыми.
Затягиваем болты крепления головки при помощи динамометрического ключа в несколько проходов. От центра к краям.
Можно обойтись и без динамометрического ключа, но, в таком случае есть риск либо неплотно прижать прокладку, либо прижать ее неравномерно. И тогда головку при нагреве двигателя поведет.
Первый проход — затягиваем болты моментом 20 Н.м (2,0 кгс.м).
Второй проход — затягиваем болты моментом 69,4 — 85,7 Н.м (7,1 — 8,7 кгс.м).
Третий проход — доворачиваем болты на 90°.
Четвертый проход — доворачиваем болты еще на 90°.
Устанавливаем на место впускной и выпускной коллекторы двигателя. Момент затяжки гаек крепления впускного и выпускного коллектора 21-26 Н.м.
Устанавливаем обратно распределительный вал.
Перед установкой половинок корпуса подшипников наносим тонкий слой герметика на место контакта передней и задней половинок корпуса и привалочной поверхности головки блока, в районе сальника распредвала трамблера.
Перед укладкой распредвала в постели смазываем моторным маслом его кулачки и и опорные шейки.
Устанавливаем распределительный вал так, чтобы кулачки на первом цилиндре смотрели вверх.
Затяжку гаек крепления корпуса подшипников распредвала производим в несколько проходов в определенной последовательности (от середины к краям), момент затяжки 18,4-22,6 Н.м (1,9-2,3 кгс.м).
Если этого не соблюдать корпус подшипников может треснуть.
Устанавливаем обратно привод ГРМ двигателя. Проверяем натяжение ремня привода и совмещение установочных меток.
Регулируем тепловые зазоры клапанов.
Устанавливаем клапанную крышку.
Присоединяем иные снятые детали.
Заливаем тосол (антифриз).
Все, замена прокладки головки блока двигателя 21083 (2108, 21081) полностью завершена. Осталось завести двигатель и проверить не потечет ли что-нибудь из под нее. Если течь моторного масла или антифриза имеется, либо они попадают в камеры сгорания, придется переделывать всю работу заново. И искать причину возникшей неисправности.
Примечания и дополнения
— Пред отворачиванием болтов крепления головки блока можно слегка ударить по каждому из них молотком сверху. Что бы они легче пошли.
— Аналогичным образом производится замена прокладки головки блока на других восьми клапанных двигателя автомобилей ВАЗ.
Еще статьи по двигателю 21083 автомобилей ВАЗ 21083, 21093, 21099
— Что такое сапун двигателя автомобиля?
— Выпускной коллектор двигателя 21083 ВАЗ 21083, 21093, 21099
— Как снять головку блока двигателя 21083 автомобилей ВАЗ?
— Проверка герметичности системы охлаждения двигателя