Как определить, что генератор автомобиля вышел из строя?

Как определить, что генератор автомобиля вышел из строя?Неисправность генератора трудно спутать с иными неисправностями электрооборудования автомобиля.

Так как он отвечает за выработку электрического тока при работе двигателя, то и неисправности у него по большому счету связаны либо с исчезновением напряжения в бортовой сети, либо с его черезмерным значением. Плюс пара-тройка проблем, возникающих из-за механических повреждений.

Попробуем перечислить в виде списка признаки неисправности автомобильного генератора, причины появления каждого из них, а так же рекомендации по их самостоятельной диагностике и устранению. Чтобы при появлении подозрения на выход генератора из строя можно было бы самостоятельно определить, что именно в нем сломалось и быстро принять соответствующие меры к устранению проблемы.

В качестве примера используем генератор 37.3701, что ставился на автомобили ВАЗ 2108, 2109, 21099 и их модификации.

Как определить, что генератор автомобиля вышел из строя?

1. Лампа разряда АКБ в комбинации приборов горит при работе двигателя.

Лампа может гореть ярко, либо светиться вполнакала. Это значит, что генератор перестал вырабатывать электричество. Вот несколько возможных причин загорания лампы разряда аккумуляторной батареи: слабо натянут ремень привода генератора, вышел из строя регулятор напряжения, неисправен диодный мост (выпрямительный блок), имеется «обрыв» или короткое замыкание в обмотках статора или ротора, не работает конденсатор.

Как вычислить, что именно послужило причиной загорания лампы разряда АКБ? В первую очередь очередь проверяем натяжение ремня привода генератора Он должен прожиматься рукой где-то на сантиметр, но не больше.

Если все в порядке, проверяем регулятор напряжения. Либо заменяем его заведомо исправным, либо измеряем напряжение на клеммах АКБ при помощи вольтметра (мультиметра с режимом вольтметра). Исправный генератор автомобилей ВАЗ 21083, 21093, 21099 должен выдавать не менее 13 В при 3000-3500 об/мин двигателя под нагрузкой (включен свет фар и печка), а при тех же оборотах, но без нагрузки 14.6 – 14.7 В.

Какое напряжение выдает генератор на автомобиле ВАЗ 2108, 2109, 21099?
Проверка напряжения выдаваемого генератором автомобиля

Если регулятор напряжения часто выходит из строя стоит обратить внимание на конденсатор генератора подключенный параллельно контактам регулятора и провести его проверку.

Проверка конденсатора генератора автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
Проверка исправности конденсатора генератора 37.3701 автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 при помощи мультиметра

Далее желательно провести проверку диодного моста при помощи омметра или контрольной лампы. Это можно сделать не снимая генератор и не разбирая его.

Проверка диодного моста генератора Нива 21213
Общая проверка диодного моста генератора 37.3701 на наличие короткого замыкания (можно выполнить без снятия с двигателя автомобиля)

Еще несколько способов как прозвонить автомобильный генератора смотри в статье — «Как прозвонить снятый автомобильный генератор?».

Проверка дополнительных диодов
Проверка исправности дополнительных диодов диодного моста
2. Контрольная лампа разряда АКБ не загорелась после включения зажигания и пуска двигателя.

Зарядка так же пропала.

Часто причина проблемы свалился наконечник провода в с вывода «61» генератора. Или пропал контакт в этом соединении из-за окисления или неплотной посадки.

Так же возможно выводы обмотки возбуждения, расположенной на роторе оторвались от контактных колец к которым прижаты щетки. Проверяем ротор, при необходимости заменяем новым.

выводы обмотки генератора
Выводы обмотки генератора 37.3701 автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
3. Закипел аккумулятор.

Основная причина закипания автомобильного аккумулятора — слишком большой зарядный ток, вырабатываемый генератором.

Чем выше вращение ротора генератора, тем больше напряжение вырабатываемого генератором тока. При достижения порога 13,6 – 14,6 В (для генератора 37.3701) в работу вступает регулятор напряжения. Выходной транзистор в нем запирается, и ток через обмотку возбуждения прерывается. Когда напряжение падает ниже пороговых значений, транзистор отпирается. Такие циклы запирания-отпирания повторяются с большой частотой, поддерживая значение напряжения на выходе с регулятора в пределах 13,6 – 14,6  В. См. «Принцип действия автомобильного генератора».

В случае, если регулятор напряжения неисправен и автоматического снижения, вырабатываемого генератором напряжения не происходит (оно превышает пороговые значения) ток зарядки АКБ слишком высокий. Электролит в банках аккумулятора в таком случае закипает.

Если имеется подозрение, что генератор выдает слишком большой зарядный ток то следует заменить регулятор напряжения на новый или заведомо исправный. Если аккумулятор продолжает «кипеть» и после замены регулятора, придется заменить его новым так как скорее всего в его банках имеется короткое замыкание. Короткое замыкание в банках — приговор для АКБ.

4. Фары автомобиля тускло светят или мерцают.

В большинстве случаев мерцание фар — признак нестабильной работы регулятора напряжения генератора или слабо натянутого ремня привода.

5. Шум и вой при работе генератора.

Основная причина «воя» генератора — короткое замыкание обмоток статора на «массу». Без снятия генератора с двигателя самостоятельно диагностировать эту неисправность можно только заодно с иными его неисправностями. Сделать это можно в ходе описанной выше проверки: включить мощные потребители (печку, фары), установить обороты в пределах 3000 об/мин и замерить напряжение на клеммах АКБ. Должно быть не менее 13 В. Если меньше, генератор неисправен. Но, тут возможно еще имеется проблема с регулятором напряжения, обмотками ротора, диодным мостом, а не только с обмотками статора.

Что бы точно установить, что обмотки статора замыкают на «массу», нужно снять генератор с двигателя. Разобрать его. И при помощи мультиметра в режиме омметра проверить наличие КЗ.

Воет генератор автомобиля
Проверка обмоток статора генератора на наличие короткого замыкания

Если при работе генератора слышен шум, то скорее всего пришла пора заменить его подшипники. См. «Замена подшипников генератора ВАЗ 2108, 2109, 21099».

подшипники генератора ВАЗ 2108, 2109
Чаще всего выходит из строя передний подшипник генератора, так как он более нагружен

Примечания и дополнения

— Существует «народный» метод проверки генератора путем снятия клеммы с АКБ на работающем двигателе. Он подходит только для карбюраторных двигателей с минимум электроники. Если после снятия клеммы двигатель глохнет, значит генератор перестал вырабатывать электрический ток.

Еще статьи по генератору автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099

— Подшипники генератора ВАЗ 2108, 2109, 21099

— Почему лампа разряда АКБ горит на холостых и гаснет на оборотах?

— Какое напряжение выдает генератор на автомобиле ВАЗ 2108, 2109, 21099?

— Проверка регулятора напряжения генератора автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099

— Неисправности генератора ВАЗ 2108, 2109, 21099

— Схема подключения лампы зарядки АКБ к генератору 37.3701 ВАЗ 2109, 2108, 21099

Подписывайтесь на нас!
Twokarburators-Vk
Twokarburators-Ok
Twokarburators-Telegram
Twokarburators-Dz

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *