Замена одного лишь ведомого диска сцепления на автомобиле ВАЗ 2108, 2109, 21099 целесообразна если доподлинно известно, либо установлено в ходе осмотра, что состояние его корзины сцепления, маховика и выжимного подшипника находится в пределах нормы.
Либо автомобиль с плохим сцеплением просто-напросто готовится к продаже и замена только одного ведомого диска на какое-то время завуалирует эту неисправность.
Заменить ведомый диск сцепления автомобиля ВАЗ 2108, 2109, 21099 можно несколькими способами. Например, после снятия коробки передач, после снятия силового агрегата целиком или если немного отодвинуть коробку передач от двигателя.
Мы рассмотрим замену сцепления первым способом (замена ведомого диска сцепления после снятия коробки передач), как более наглядным. Следует отметить, что оба других способа по сути тоже самое.
Срок службы заводского ведомого диска сцепления — может составлять более 100 тыс. км пробега. Установленного ремонтного 30-50 тыс. км. На его продолжительность, в первую очередь, влияет манера езды и качество изготовления детали. При появлении признаков пробуксовки необходимо, для начала, провести регулировку привода сцепления. И если это не помогло, придется снимать сцепление и ведомый диск с автомобиля для ремонта или для его замены.
Необходимые инструменты, приспособления и запчасти
Молоток.
Оправка из мягкого металла.
Накидной ключ или головка на «8».
Оправка для центровки ведомого диска сцепления А .70081.
Новый ведомый диск сцепления. На автомобилях ВАЗ 2108, 21081, 21083, 2109, 21091, 21093, 21099 устанавливается ведомый диск 2109-1601130. Накладки на него 2109-1601138, 2109-1601138-01, 2109-1601138-02, 2109-1601138-03, 2109-1601138-04.
Подготовительные работы
Загоняем автомобиль на яму, эстакаду или подъемник.
Снимаем коробку передач (о том как быстро и просто снять коробку расскажем в отдельной статье).
Замена ведомого диска сцепления автомобиля ВАЗ 2108, 2109, 21099
1. Отворачиваем болты крепления корзины сцепления к маховику двигателя.
Перед отворачиванием помечаем (зубилом или краской) положение корзины сцепления относительно маховика. Это нужно сделать так как мы планируем заменить только ведомый диск, а корзину оставить прежней. И нам нужно будет ее установить точно в то положение в котором она стояла до снятия.
Всего болтов крепления корзины сцепления 6 штук.
Для их отворачивания понадобится либо накидной ключ на «8», либо головка на «8» с воротком.
Эти болты затянуты моментом 19-31 Н.м. Что в принципе не много. Но в процессе эксплуатации они могут прикипеть. Поэтому перед отворачиванием можно слегка стукнуть по ним молотком через оправку из мягкого металла.
Отворачивать болты крепления сцепления нужно постепенно. Крест-накрест. Не более чем на один оборот каждый. Что бы не деформировать фланец ведомого диска сцепления.
2. Снимаем корзину сцепления и установленный под ней ведомый диск.
3. Проверяем состояние ведомого диска, корзины и маховика.
Если имеются сомнения в неисправности ведомого диска сцепления, то проводим его проверку. И попутно проверяем состояние корзины (ведущего диска, нажимной пружины) и маховика. Так как пока коробка передач снята есть возможность заменить и их.
Из-за того, что сцепление работает постоянно, износ фрикционных накладок его ведомого диска — вопрос времени. После чего оно начинает пробуксовывать (не полностью включаться). Поэтому, в первую очередь, проверяем степень износа и состояние этих самых фрикционных накладок.
Для этого при помощи глубиномера штангенциркуля измеряем толщину каждой из фрикционных накладок.
А именно измеряем расстояние от торца любой заклепки, которыми крепится накладка к ведомому диску, до рабочей поверхности фрикционной накладки.
Это расстояние не должно быть меньше 0,2 мм. Это предельная величина износа. Если получилось меньше, то ведомый диск однозначно под замену (либо можно поменять лишь одни фрикционные накладки). Если больше, то можно еще некоторое время поездить с этим диском.
См. «Определяем степень износа накладок ведомого диска сцепления».
Помимо толщины фрикционных накладок при дефектовке ведомого диска сцепления следует обратить внимание на наличие износа зубьев его ступицы, трещин на корпусе диска, неподвижность пружин демпфера крутильных колебаний и заклепок крепления (они не должны болтаться), а так же замасливание, коробление или разрушение фрикционных накладок. При обнаружение хотя бы одной из перечисленных неисправностей ведомый диск можно сразу выбросить. Разве что замасливание можно устранить протиранием рабочих поверхностей накладок тряпкой, смоченной уайт-спиритом.
После чего проверяем чистоту и состояние рабочей поверхности ведущего (нажимного) диска сцепления. А так же чистоту и состояние (наличие царапин и выработки) рабочей поверхности маховика. Если дефекты поверхности имеют место, то эти детали так же под замену.
Обращаем внимание на выжимной подшипник. Наличие сильного люфта в нем и шума при вращении — повод для замены. См. «Замена выжимного подшипника сцепления ВАЗ 2108, 2109, 21099».
4. Устанавливаем новый ведомый диск сцепления на маховик двигателя.
То есть производим его замену.
Сразу следует сказать, что перед установкой смазывать смазкой шлицы ведомого диска сцепления, а так же первичный вал коробки передач не стоит. Так как при эксплуатации загустевшая смазка может приводить к его заеданию при перемещении по шлицам первичного вала. Что приводит к рывкам при работе сцепления, либо его не полному выключению.
При установке ведомого диска сцепления ориентируем его выступающей частью к корзине, а не к маховику.
После чего прижимаем ведомый диск корзиной (она должна своими отверстиями стать четко на штифты на маховике) и вставляем в ее отверстие оправку для центровки ведомого диска. Выравниваем корзину и ведомый диск на маховике.
Притягиваем корзину болтами к маховику.
Для этого так же используем ключ или головку на «8». Болты затягиваем поочередно (крест-накрест). Постепенно. Не более чем по одному обороту за проход.
После затяжки извлекаем приспособление для центровки ведомого диска.
Все, замена ведомого диска сцепления автомобиля ВАЗ 2108, 2109, 21099 произведена в полном объеме с соблюдением всех особенностей.
После замены ведомого диска сцепления и установке остальных деталей обратно проводим регулировку привода сцепления. См. «Регулировка сцепления ВАЗ 2108, 2109, 21099».
Примечания и дополнения
— В ряде случаев можно заменить стершиеся накладки ведомого диска (приклепать новые), установить его обратно и ездить дальше. Но, в настоящее время большинство автовладельцев, не ремонтируют диск, а попросту заменяют новым, так как цена его не велика.
— Еще детали комплекта сцепления на автомобиль ВАЗ 2108, 2109, 21099.
Корзина сцепления — 2109-1601085.
Болт крепления «корзины» к маховику М8*19*1,25 (с буртиком) — 2108-1601207.
Выжимной подшипник 2110-1601180.
Еще статьи по сцеплению автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Выжимать сцепление при пуске двигателя или нет?
— Резкое сцепление при плавном отпускании педали, причины
— Применяемость сцепления на некоторых автомобилях ВАЗ
— Как определить, что пришла пора менять сцепление на автомобиле?
— Признаки неисправности выжимного подшипника сцепления