Вибрация двигателя на автомобиля на холостом ходу (ХХ) — признак появления возможных проблем в работе целого ряда его систем. Например, системы питания, системы зажигания или системы газораспределения.
Просто так понять от чего что и быстро устранить неисправность получается далеко не всегда. Рассмотрим как можно самостоятельно устранить вибрацию двигателя путем настройки карбюратора Солекс. Способы ее устранения, связанные с настройкой других систем двигателя разберем в отдельной статье.
В качестве примера используем карбюратор Солекс 21083 двигателя 21083 (1,5 л) автомобилей ВАЗ 21083, 21093, 21099.
Как устранить вибрацию двигателя на холостом ходу? Способы.
1. В первую очередь проводим визуальный осмотр подкапотного пространства автомобиля.
Нас будет интересовать не соскочил ли провод с электромагнитного клапана карбюратора (ЭМК), насколько плотно посажены и не соскочили ли трубки с его штуцеров. Так же, возможно, отсоединился или плохо посажен какой-нибудь высоковольтный провод, либо АКБ разряжена и ее глазок уже не зеленый, а черный или белый и т.п. Если все в порядке, продолжаем поиск неисправности дальше.
2. Проверяем и устраняем подсос лишнего воздуха в карбюратор.
Что бы проверить есть подсос или нет накрываем карбюратор, при работе двигателя на холостых, сверху рукой.
Плотно накрываем. Если «подсоса» нет, двигатель заглохнет. Если «подсос» воздуха есть, то двигатель продолжит работать на холостом ходу. Возможно он будет троить и двоить, пытаться заглохнуть, но все-таки будет работать.
Для устранения подсоса воздуха придется проверить состояние уплотнительных колец на винте качества, электромагнитном клапане, прокладок под карбюратором, плотность посадки трубок на штуцера и целостность шланга на вакуумный усилитель тормозов.
См. «Как самому найти «подсос» воздуха в карбюратор?».
3. Настраиваем холостой ход винтами карбюратора.
Пробуем стабилизировать обороты холостого хода и убрать вибрацию вращением регулировочных винтов на карбюраторе. Вращаем винт «качества» вправо, и влево пока не найдем такое его положение при котором частота оборотов к/вала максимальна. Определяем его по тахометру или на слух. После чего вращаем винт «количества» и выставляем 900 об/мин. Далее опять вращаем винт «качества» и снижаем обороты до 750-800 об/мин. См. «Регулировка оборотов холостого хода двигателя с карбюратором 2108, 21081, 21083 Солекс».
4. Приводим в порядок электромагнитный клапан (ЭМК) карбюратора.
Может быть неисправен сам клапан, либо связанная с ним система ЭПХХ. Если клапан отказал полностью, его игла будет перекрывать отверстие для подачи топлива в систему холостого хода, двигатель будет вибрировать, троить и глохнуть. На холостом ходу он будет работать только с вытянутым подсосом. Если электромагнитный клапан еще подает признаки жизни, то холостой ход возможен, но он будет нестабилен.
Проверьте исправность клапана. Включите зажигание и снимите с его вывода наконечник провода, а потом наденьте его обратно. Должен быть слышен щелчок от срабатывания клапана.
Если щелчка нет, соедините отрезком изолированного провода вывод клапана и плюс АКБ. Щелчка нет, меняем клапан. Щелчок есть проверяем систему ЭПХХ. Она отключает подачу топлива в систему холостого хода при повышении оборотов холостого хода более 1200 об/мин и на принудительном холостом ходу, ее частью и является электромагнитный клапан карбюратора. Статьи по теме: «Проверка и ремонт истемы ЭПХХ карбюратора 2108, 21081, 21083 Солекс».
Так же, для устранения вибрации, стоит обратить внимание на топливный жиклер СХХ вставленный в ЭМК. так как он напрямую влияет на подачу топлива на холостом ходу. Жиклер должен быть чистый и не иметь деформации.
5. Устраняем засорение каналов и (или) жиклеров системы холостого хода (СХХ) карбюратора.
Топливная смесь при засорении СХХ обедняется. Двигателю начинает не хватать энергии для вращения коленчатого вала на ХХ. В его работе появляется вибрация.
Для устранения неисправности проверьте топливный жиклер СХХ в наконечнике ЭМК и сам ЭМК способом описанным выше.
Систему холостого хода можно прочистить. Возможна прочистка СХХ без демонтажа карбюратора с двигателя. Установите обороты коленчатого вала в пределах 3000 об/мин. Выверните клапан или держатель на пару-тройку оборотов. Погазуйте, рукой вращая рычаг на оси дроссельной заслонки первой камеры. Заверните клапан обратно. Повторите операцию несколько раз до появления устойчивых оборотов холостого хода. Таким нехитрым образом мы увеличиваем разрежение в каналах СХХ. Оно унесет все имеющиеся там отложения в цилиндры.
Перед прочисткой можно залить в отверстие под клапан немного ацетона или очистителя карбюратора и подождать пока отложения разрыхлятся. Либо пшикать в отверстие аэрозолем-очистителем пока двигатель работает на повышенных оборотах.
Статья по прочистке системы холостого хода на нашем сайте:
«Прочистка системы холостого хода карбюратора 2108, 21081, 21083 Солекс».
6. Выставляем уровень топлива в поплавковой камере карбюратора.
Топливная смесь на холостом ходу при низком уровне обедняется или наоборот, при высоком, сильно обогащается, заливая свечи. И так и так будет вибрация двигателя и нестабильные обороты ХХ.
Необходимо проверить и отрегулировать уровень топлива в поплавковой камере карбюратора. Для начала следует снять верхнюю часть (крышку) карбюратора, после того как двигатель немного поработает на холостых. На карбюраторах 2108, 21081, 21083 Солекс уровень топлива составляет приблизительно 25-26 мм от зеркала бензина до края поплавковой камеры.
Подробнее о регулировке уровня топлива в поплавковой камере карбюратора в статье:
«Регулировка уровня топлива в поплавковой камере карбюратора 2108, 21081, 21083 Солекс».
Помимо этого следует обратить внимание на целостность и положение поплавков, а также проверить игольчатый клапан, так как от них напрямую зависит величина уровня топлива в поплавковой камере и последующее смесеобразование.
7. Устраняем засорение системы питания двигателя.
Засорение фильтров приводит к нарушению подачи топлива в двигатель. А без бензина он работать не хочет и вибрирует на ХХ.
Поэтому проводим ревизию всех фильтров системы питания. Это фильтр в карбюраторе, фильтр в бензонасосе, фильтр тонкой очистки топлива и фильтр на заборнике топлива в бензобаке.
8. Заменяем старый воздушный фильтр на новый.
Если воздушный фильтр двигателя засорен, воздух с трудом проходит через карбюратор нарушая работу всех его систем и в частности СХХ. Степень засорения должна быть довольно высокой. Например, такой.
Поменяйте фильтрующий элемент.
Таким образом, используя приведенный список, можно смело приступать к самостоятельному устранению вибрации двигателя автомобиля на холостом ходу.
Примечания и дополнения
— Полный список причин вибрации двигателя см. «Вибрация двигателя автомобиля ВАЗ 2108, 2109, 21099, причины».
Еще статьи по двигателю 21083 автомобилей ВАЗ 21083, 21093, 21099
— Не регулируется холостой ход двигателя с карбюратором Солекс
— Как устранить обеднение топливной смеси карбюратором Солекс?
— Двигатель глохнет после нажатия на педаль газа
— Устранение переобогащения топливной смеси карбюратором Солекс
— Что стучит в двигателе автомобиля?