Система улавливания паров топлива (бензина) — СУПБ является подсистемой системы питания двигателя автомобиля.
Она, вместе с катализатором и датчиком кислорода, устанавливалась на часть инжекторных двигателей 2111 автомобилей ВАЗ 21083, 21093, 21099 для соответствия по чистоте выхлопа нормам Евро-2.
Ее назначение — улавливание паров топлива в бензобаке, транспортировку их в хранилище (адсорбер) и дожигание в двигателе при определенных условиях, а так же предотвращение увеличения давления этих самых паров в топливном баке выше нормы.
Вот схема ее устройства с описанием деталей и порядка работы.
Схема системы улавливания паров топлива двигателя 2111 автомобилей ВАЗ 21083, 21093, 21099
См. фото в начале статьи.
Описание схемы
В СУПБ инжекторного двигателя 2111 автомобилей ВАЗ 21083, 21093, 21099 пары топлива при повышении давления в бензобаке поступают в сепаратор — бачок под правым задним крылом, где часть из них конденсируется и возвращается обратно в топливный бак. Остальная часть паров из сепаратора, минуя предохранительный (двухходовой), гравитационный и обратный клапана этой системы, по трубкам поступает в адсорбер.
Здесь пары накаливаются и удерживаются угольным наполнителем адсорбера.
При работе двигателя с повышенной частотой вращения блок управления дает команду на открытие клапана продувки адсорбера (режим продувки адсорбера). При этом в адсорбер поступает дополнительный воздух через штуцер подвода воздуха продувки (AIR). В адсорбере он смешивается с парами топлива. Под действием разряжения смесь воздуха и паров по трубке высасываются из адсорбера на штуцер в дроссельном узле, и далее попадает через ресивер в цилиндры двигателя. Где и дожигается.
Блок управления регулирует степень продувки адсорбера в зависимости от режима работы двигателя.
Предохранительный (двухходовой) клапан необходим для аварийного сброса давления в бензобаке, в случае, если остальная система СУПБ по каким-то причинам не работает.
Гравитационный клапан необходим для предотвращения выливания топлива в случае опрокидывания автомобиля.
Обратный клапан предотвращает слив топлива из адсорбера обратно в систему.
В случае неисправности системы улавливания паров топлива возможны перебои в работе двигателя на холостом ходу, запах бензина внутри и снаружи автомобиля, загорание лампы Check Engine (если неисправен клапан продувки адсорбера).
Примечания и дополнения
— На карбюраторных двигателях 2108, 21081, 21083 аналогом системы улавливания паров бензина является система вентиляции топливного бака. Но в ней пары топлива удаляются в атмосферу, а не дожигаются в двигателе.
Еще статьи по инжекторному двигателю 2111 автомобилей ВАЗ 21083, 21093, 21099
— Признаки (симптомы) неисправности регулятора давления топлива
— Нет давления в топливной рампе, причины
— Признаки засорения топливного фильтра инжекторного двигателя
— Проверка регулятора холостого хода (РХХ) ЭСУД ВАЗ 21083, 21093, 21099
— Признаки (симптомы) неисправности адсорбера