Система улавливания паров бензина — СУПБ является подсистемой системы питания двигателя автомобиля. В частности такая система (СУПБ) имелась в системе питания двигателя 11183 (1,6 л., 8 клапанов) автомобиля ВАЗ 2113, 2114, 2115. Для обеспечения его выхлопу соответствия нормам токсичности Евро-2.
У этого двигателя ЭБУ ЭСУД BOSCH M7.9.7 (Январь 7.2). Которая имеет помимо СУБД последовательный распределенный впрыск топлива, датчик фаз, нейтрализатор отработанных газов и систему с обратной связью (по одному датчику кислорода). Все это позволяет укладываться в нормы Евро-2.
Система улавливания паров бензина EVAP (СУПБ) нужна для улавливания паров бензина из топливного бака, транспортировки их в хранилище (адсорбер) и последующего дожигания в двигателе, при определенных условиях. А так же для предотвращения превышения давления этих самых паров в топливном баке выше нормы.
Вот схема ее устройства с описанием деталей и порядка работы.
Система улавливания паров бензина — СУПБ двигателя 11183. Схема.
Описание схемы СУПБ.
В СУПБ инжекторного двигателя 11183 (1,6 л., 8 клапанов) автомобилей ВАЗ 2113, 2114, 2115 пары топлива при повышении давления в бензобаке поступают в сепаратор — специальный бачок под правым задним крылом, где часть из них конденсируется и возвращается обратно в топливный бак. Остальная часть паров из сепаратора, минуя гравитационный клапан этой системы, по трубкам поступает в адсорбер.
Здесь пары накаливаются и удерживаются угольным наполнителем адсорбера.
При работе двигателя с повышенной частотой вращения блок управления дает команду на открытие клапана продувки адсорбера (режим продувки адсорбера). При этом в адсорбер поступает дополнительный воздух через штуцер подвода воздуха продувки (AIR). В адсорбере он смешивается с парами топлива. Под действием разряжения смесь воздуха и паров по трубке высасываются из адсорбера на штуцер в дроссельном узле, и далее попадает через ресивер в цилиндры двигателя. Где и дожигается.
Блок управления регулирует степень продувки адсорбера в зависимости от режима работы двигателя.
Гравитационный клапан необходим для предотвращения выливания топлива в случае опрокидывания автомобиля.
В случае неисправности системы улавливания паров топлива возможны перебои в работе двигателя на холостом ходу, запах бензина внутри и снаружи автомобиля, загорание лампы Check Engine (если неисправен клапан продувки адсорбера).
Примечания и дополнения
— Приведенная схема системы улавливания паров бензина аналогична для двигателя 21114 (1,6 л., 8 клапанов) автомобиля ВАЗ 2113, 2114, 2115.
— Адсорбирование – поглощение газов твердыми или жидкими телами.
— Условия включения клапана продувки адсорбера.
1. Температура охлаждающей жидкости выше определенного значения (75 гр. С);
2. Система управления топливоподачей работает в режиме обратной связи по датчику кислорода;
3. Дроссельная заслонка открыта более чем на 4%, но не более чем на 99%;
4. Двигатель работает не в режиме отключения топливоподачи;
5. Система топливоподачи исправна.
Еще статьи по двигателям автомобилей ВАЗ
Признаки неисправности клапана продувки адсорбера
Признаки (симптомы) неисправности адсорбера
Признаки (симптомы) неисправности регулятора давления топлива
Схема системы улавливания паров топлива двигателя 2111 (Евро 2)
Нет давления в топливной рампе, причины
Чем можно «отравить» датчика кислорода ЭСУД двигателя?