Схема работы вакуумного регулятора опережения зажигания

Вакуумный регуляторНа примере вакуумного регулятора опережения зажигания бесконтактной системы зажигания двигателя 21083 (1,5 л., 8 клапанов) автомобиля ВАЗ 21083 (21093, 21099) нарисуем схемы его работы.

Такая схема поможет понять как работает вакуумный регулятор на разных режимах работы двигателя. Что в итоге позволит быстро диагностировать различные неисправности. Например, двигатель не тянет, расходует много топлива, появились провалы и рывки при нажатии на педаль газа и т.п.

Но, вначале пара слов о том для чего нужен вакуумный регулятор опережения зажигания, как он устроен и как он работает.

1. Для чего нужен вакуумный регулятор опережения зажигания ВАЗ 21083 (21093, 21099)?

Вакуумный регулятор нужен для автоматической регулировки угла опережения зажигания в зависимости от нагрузки на двигателя автомобиля (величины открытия дроссельных заслонок карбюратора). Тем самым достигается наиболее эффективное сгорание топливной смеси и остаточных газов в камерах сгорания двигателя, что непосредственно влияет на увеличение его мощности и приемистости.

2. Как устроен вакуумный регулятор опережения зажигания ВАЗ 21083 (21093, 21099)?

Вакуумный регулятор установлен на трамблере и представляет собой корпус с крышкой между которыми зажата эластичная диафрагма. С одной стороны диафрагма подперта пружиной, с другой к ней крепится тяга, шарнирно соединенная с подвижной пластиной прерывателя если зажигание контактной или с опорной пластиной с датчиком Холла, если зажигание бесконтактное.

Разрежение в полость корпуса подается по резиновой трубке, которая одевается одним концом на штуцер корпуса, а другим на штуцер в карбюраторе. Канал от штуцера карбюратора выходит над его дроссельной заслонкой первой камеры.

отверстие канала подведения разрежения в вакуумный регулятор опережения зажигания
Отверстие канала подведения разрежения в вакуумный регулятор опережения зажигания
4. Схема работы вакуумного регулятора опережения зажигания.

Вакуумный регулятор опережения зажигания работает за счет перепадов давления (разрежения, вакуума) во впускном коллекторе двигателя автомобиля.

— При работе двигателя на холостых оборотах (750-800 об/мин для двигателя 21083) дроссельная заслонка закрыта, разрежение в наддроссельном пространстве низкое и на положение мембраны ни как не влияет – вакуумный регулятор не работает.

Вакуумный регулятор - работа на холостом ходу
Вакуумный регулятор опережения зажигания — работа на холостом ходу двигателя

— По мере открытия дроссельной заслонки (водитель нажимает на педаль «газа») и роста оборотов двигателя разрежение в смесительной камере карбюратора растет и передается по трубке от карбюратора в корпус вакуумного регулятора, за диафрагму. Диафрагма перемещается, преодолевая сопротивление возвратной пружины. Ее тяга втягивается вовнутрь корпуса и проворачивает опорную пластину с датчиком Холла против вращения вала распределителя зажигания (БСЗ). Это приводит к тому, что прорези в экране на валу распределителя зажигания раньше проходят в зазоре датчика Холла и соответственно свой импульс на коммутатор и далее на катушку и свечи он начинает выдавать раньше. Угол опережения зажигания растет (в таком случае имеет место более раннее зажигание). Топливная смесь с цилиндрах дожигается наиболее эффективно.

Работа вакуумного регулятора под нагрузкой
Нагрузка на двигатель возросла — вакуумный регулятор опережения зажигания сработал

— По мере дальнейшего увеличения нагрузки на двигатель (еще большее или вообще полное открытие дроссельной заслонки), смесеобразование в цилиндрах двигателя улучшается, необходимость в ранних углах опережения зажигания отпадает.  Разрежение в смесительной камере карбюратора при больших углах открытия дроссельной заслонки падает и диафрагма вакуумного регулятора перемещается обратно, возвращая на место опорную пластину с датчиком Холла (либо подвижную пластину с контактами). Угол опережения зажигания становится более поздним – приходит в норму, смесь сгорает наиболее эффективно.

Работа вакуумного регулятора на полном газе
Работа вакуумного регулятора опережения зажигания на полном газе (дроссельная заслонка открыта)
Примечания и дополнения

— Пробитая диафрагма, негерметичная трубка подведения разрежения, заедание опорной пластины, засорение канала в корпусе карбюратора, негерметичный корпус  приводят к отказу вакуумного регулятора опережения зажигания. А это в свою очередь влечет за собой падение мощности и приемистости двигателя, повышение его топливного аппетита, так как  из-за неверного угла опережения зажигания (не соответствующего данному режиму работы двигателя) дожигание остаточных газов и смесеобразование в цилиндрах ухудшаются. См. «Проверка вакуумного регулятора опережения зажигания ВАЗ 2108, 2109, 21099».

Проверка вакумного регулятора опережения зажигания
Проверка вакуумного регулятора системы зажигания ВАЗ 21083 (21093, 21099)

— На двигателе 21081 (1,1 л.) автомобилей ВАЗ 21081, 21091 устанавливался распределитель зажигания 40.3706-10 с красной меткой на крышке. На двигателях 2108 (1,3 л.), 21083 (1,5 л.) ставился распределитель зажигания 40.3706 или 40.3706-01. У них разные характеристики вакуумного регулятора опережения зажигания

— Изменение вакуумным регулятором угла опережения зажигания при различной частоте оборотов коленчатого вала двигателя.

Распределитель 40.3706 Распределитель 40.3706-10
обороты к/вала изменение угла разрежение

мм р. ст.

обороты к/вала изменение угла разрежение

мм р. ст.

1000 об/мин  — 1000 об/мин   —  —
2000 об/мин  0 — 2° 100 2000 об/мин  —  —
 3000 об/мин  14 ± 2°  180  3000 об/мин 0 — 2°  100
 4000 об/мин  14 ± 2°  180  4000 об/мин  8 ± 2°  150
 5000 об/мин  —  5000 об/мин  10± 2°  180
 6000 об/мин  —  —  6000 об/мин  —  —

— Точную настройку и регулировку вакуумного регулятора производят на специальных стендах. Производить ее в домашних условиях нецелесообразно.

Еще статьи по системе зажигания двигателя 21083 ВАЗ 21083, 21093, 21099

— Углы опережения зажигания для ВАЗ 2108, 2109, 21099

— Не работает вакуумный регулятор опережения зажигания

— Особенности установки трамблера на двигатель автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099

— Неисправности трамблера автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099

— Центробежный регулятор опережения зажигания автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099

— Проверка бесконтактной системы зажигания

Подписывайтесь на нас!
Twokarburators-Vk
Twokarburators-Ok
Twokarburators-Telegram
Twokarburators-Dz

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *