На примере вакуумного регулятора опережения зажигания бесконтактной системы зажигания двигателя 21083 (1,5 л., 8 клапанов) автомобиля ВАЗ 21083 (21093, 21099) нарисуем схемы его работы.
Такая схема поможет понять как работает вакуумный регулятор на разных режимах работы двигателя. Что в итоге позволит быстро диагностировать различные неисправности. Например, двигатель не тянет, расходует много топлива, появились провалы и рывки при нажатии на педаль газа и т.п.
Но, вначале пара слов о том для чего нужен вакуумный регулятор опережения зажигания, как он устроен и как он работает.
1. Для чего нужен вакуумный регулятор опережения зажигания ВАЗ 21083 (21093, 21099)?
Вакуумный регулятор нужен для автоматической регулировки угла опережения зажигания в зависимости от нагрузки на двигателя автомобиля (величины открытия дроссельных заслонок карбюратора). Тем самым достигается наиболее эффективное сгорание топливной смеси и остаточных газов в камерах сгорания двигателя, что непосредственно влияет на увеличение его мощности и приемистости.
2. Как устроен вакуумный регулятор опережения зажигания ВАЗ 21083 (21093, 21099)?
Вакуумный регулятор установлен на трамблере и представляет собой корпус с крышкой между которыми зажата эластичная диафрагма. С одной стороны диафрагма подперта пружиной, с другой к ней крепится тяга, шарнирно соединенная с подвижной пластиной прерывателя если зажигание контактной или с опорной пластиной с датчиком Холла, если зажигание бесконтактное.
Разрежение в полость корпуса подается по резиновой трубке, которая одевается одним концом на штуцер корпуса, а другим на штуцер в карбюраторе. Канал от штуцера карбюратора выходит над его дроссельной заслонкой первой камеры.
4. Схема работы вакуумного регулятора опережения зажигания.
Вакуумный регулятор опережения зажигания работает за счет перепадов давления (разрежения, вакуума) во впускном коллекторе двигателя автомобиля.
— При работе двигателя на холостых оборотах (750-800 об/мин для двигателя 21083) дроссельная заслонка закрыта, разрежение в наддроссельном пространстве низкое и на положение мембраны ни как не влияет – вакуумный регулятор не работает.
— По мере открытия дроссельной заслонки (водитель нажимает на педаль «газа») и роста оборотов двигателя разрежение в смесительной камере карбюратора растет и передается по трубке от карбюратора в корпус вакуумного регулятора, за диафрагму. Диафрагма перемещается, преодолевая сопротивление возвратной пружины. Ее тяга втягивается вовнутрь корпуса и проворачивает опорную пластину с датчиком Холла против вращения вала распределителя зажигания (БСЗ). Это приводит к тому, что прорези в экране на валу распределителя зажигания раньше проходят в зазоре датчика Холла и соответственно свой импульс на коммутатор и далее на катушку и свечи он начинает выдавать раньше. Угол опережения зажигания растет (в таком случае имеет место более раннее зажигание). Топливная смесь с цилиндрах дожигается наиболее эффективно.
— По мере дальнейшего увеличения нагрузки на двигатель (еще большее или вообще полное открытие дроссельной заслонки), смесеобразование в цилиндрах двигателя улучшается, необходимость в ранних углах опережения зажигания отпадает. Разрежение в смесительной камере карбюратора при больших углах открытия дроссельной заслонки падает и диафрагма вакуумного регулятора перемещается обратно, возвращая на место опорную пластину с датчиком Холла (либо подвижную пластину с контактами). Угол опережения зажигания становится более поздним – приходит в норму, смесь сгорает наиболее эффективно.
Примечания и дополнения
— Пробитая диафрагма, негерметичная трубка подведения разрежения, заедание опорной пластины, засорение канала в корпусе карбюратора, негерметичный корпус приводят к отказу вакуумного регулятора опережения зажигания. А это в свою очередь влечет за собой падение мощности и приемистости двигателя, повышение его топливного аппетита, так как из-за неверного угла опережения зажигания (не соответствующего данному режиму работы двигателя) дожигание остаточных газов и смесеобразование в цилиндрах ухудшаются. См. «Проверка вакуумного регулятора опережения зажигания ВАЗ 2108, 2109, 21099».
— На двигателе 21081 (1,1 л.) автомобилей ВАЗ 21081, 21091 устанавливался распределитель зажигания 40.3706-10 с красной меткой на крышке. На двигателях 2108 (1,3 л.), 21083 (1,5 л.) ставился распределитель зажигания 40.3706 или 40.3706-01. У них разные характеристики вакуумного регулятора опережения зажигания
— Изменение вакуумным регулятором угла опережения зажигания при различной частоте оборотов коленчатого вала двигателя.
Распределитель 40.3706 | Распределитель 40.3706-10 | ||||
обороты к/вала | изменение угла | разрежение
мм р. ст. |
обороты к/вала | изменение угла | разрежение
мм р. ст. |
1000 об/мин | — | — | 1000 об/мин | — | — |
2000 об/мин | 0 — 2° | 100 | 2000 об/мин | — | — |
3000 об/мин | 14 ± 2° | 180 | 3000 об/мин | 0 — 2° | 100 |
4000 об/мин | 14 ± 2° | 180 | 4000 об/мин | 8 ± 2° | 150 |
5000 об/мин | — | — | 5000 об/мин | 10± 2° | 180 |
6000 об/мин | — | — | 6000 об/мин | — | — |
— Точную настройку и регулировку вакуумного регулятора производят на специальных стендах. Производить ее в домашних условиях нецелесообразно.
Еще статьи по системе зажигания двигателя 21083 ВАЗ 21083, 21093, 21099
— Углы опережения зажигания для ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Не работает вакуумный регулятор опережения зажигания
— Особенности установки трамблера на двигатель автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Неисправности трамблера автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Центробежный регулятор опережения зажигания автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Проверка бесконтактной системы зажигания