Рассмотрим какими способами можно самостоятельно провести регулировку рулевой рейки автомобиля ВАЗ 2114, ВАЗ 2115 и ВАЗ 2113.
Поводом для выполнения такой работы обычно служит появление неприятного, хорошо ощутимого на руле, стука с ее стороны при проезде неровностей и во время движения по ухабам и ямам. А так же увеличение люфта рулевого колеса и нарушение управляемости автомобиля. И если вдруг пропала четкость и информативность при рулении во время движения.
Провести регулировку можно как на снятой с автомобиля рейке, так без ее снятия.
Перед началом регулировки стоит убедиться, что стучит именно рулевая рейка. Для этого проделываем следующее.
Необходимо с усилием подергать рулевые тяги, взявшись за них рукой ближе к месту их крепления к рейке. В случае неисправности рука сразу ощутит люфт при покачивании. В некоторых случаях можно даже визуально увидеть как перемещаются болты крепления тяг.
В таком случае можно предположить, что из-за износа увеличился зазор между зубчатой рейкой и прижимающим ее упором. В идеале он составляет 0,12 мм. Если зазор больше, будет стук.
Попробуем регулировкой уменьшить зазор до нормы и убрать этот стук.
Необходимые инструменты
Нам будет необходим специальный ключ для регулировки рулевой рейки «2108», с восьмигранной головкой на «17».
Рейка «2108» устанавливается на большинстве ВАЗ 2113, 2115, 2114. Поэтому нужен именно ключ для «2108». Так как если на автомобиле установлена рулевая рейка «2110», то нужен будет другой ключ (восьмигранник на «24»).
Изготовить такой ключ можно самому, но проще приобрести его в магазине. Ибо цена его не велика.
Подготовительные работы
— Устанавливаем автомобиль на яму, эстакаду или подъемник.
— Очищаем рулевую рейку от грязи и мусора.
Регулировка рулевой рейки ВАЗ 2114, ВАЗ 2115 и ВАЗ 2113, без снятия.
1. Затягиваем регулировочную гайку.
Эта гайка (пробка-гайка) поджимает упор к зубчатой рейке, внутри корпуса рулевого механизма. Она установлена в нижней части корпуса рулевой рейки. Доступ к ней неудобен, но подлезть снизу автомобиля можно.
Специальным ключом вращаем и затягиваем регулировочную гайку до отказа (по часовой стрелке). См. фото в начале статьи.
2. Отпускаем регулировочную гайку.
Отворачиваем регулировочную гайку приблизительно на половину грани ключа (против часовой стрелки).
3. Убеждаемся, что руль крутится легко, а рейка перестала стучать.
Для этого спускаем автомобиль с подъемника (сгоняем с ямы или эстакады). Крутим руль вправо и влево. Он должен крутиться довольно легко и не закусываться в крайних положениях.
После чего совершаем пробную поездку на автомобиле. Во время которой так же проверяем легкость вращения руля и наличие стука.
Если руль вращается вполне себе приемлемо, а стука больше не слышно, значит регулировка помогла. Если руль вращается туго или стук остался, то придется снимать рейку с автомобиля, разбирать ее, заменять вышедшие из строя детали. Например, опорную втулку рейки, вал привода или зубчатую подвижную рейку.
После чего, перед установкой ее на автомобиль, нужно будет опять провести регулировку с помощью специального ключа.
Регулировка рулевой рейки ВАЗ 2114, ВАЗ 2115 и ВАЗ 2113, снятой с автомобиля.
1. Затягиваем регулировочную гайку рейки до отказа.
После сборки рулевой рейки автомобиля ВАЗ 2114, 2115, 2113 затягиваем специальным ключом ее регулировочную гайку до отказа. Момент затяжки 1,12-1,37 кгс.м, что довольно слабо.
2. Отпускаем регулировочную гайку.
После чего отпускаем гайку на 2 деления (они нанесены на гайке). Это приблизительно 24 градуса.
В результате такой затяжки и последующего отпускания обеспечивается нужный зазор между упором рейки и самой зубчатой рейкой.
3. Проверяем рулевую рейку.
Проверяем легкость перемещения зубчатой рейки внутри корпуса рулевого механизма, вращая вал ее привода.
Устанавливаем рулевую рейку на автомобиль и еще раз проверяем наличие стуков во время движения.
Таким образом, используя наиболее подходящий способ, можно самостоятельно отрегулировать рулевую рейку автомобилей ВАЗ 2114, 2115, 2113. В случае, если регулировка не устранила проблему стука рейки или «закусывания» руля, стоит задуматься о замене ее на новую или заведомо исправную.
Примечания и дополнения
— Чаще всего у рулевой рейки выходит из строя пластмассовая опорная втулка, установленная в корпусе (на нее опирается дальний конец зубчатой рейки).
На втором месте по «популярности» — место контакта зубцов рейки и шлицов вала привода. Здесь возможен износ при длительной эксплуатации или если установлена деталь низкого качества.
— Существует «заводской» способ проверки величины зазора между упором и зубчатой рейкой. Для этого используется специальное приспособление. С помощью которого определенным моментом воздействуют на край рейки. И по ее перемещению определяют величину зазора.
Еще статьи по рулевому управлению автомобилей ВАЗ 2114, ВАЗ 2115 и ВАЗ 2113
— Проверка рулевых наконечников ВАЗ 2113, 2114, 2115
— Бьет руль при движении автомобиля ВАЗ 2113, 2114, 2115
— Подшипники ступиц передних и задних колес ВАЗ 2114 (2113, 2115)
— Давление в шинах колес автомобиля ВАЗ 2114 (2115, 2113)
— Максимальная скорость и разгон до сотни ВАЗ 2113, 2114, 2115
— Устройство рулевого управления ВАЗ 2113, 2114, 2115. Схема.