При проведении технического обслуживания, ремонта, настройки карбюратора возникает необходимость проведения его полной разборки. Порядок проведения разборки произвольный, но всё-таки стоит придерживаться определённого алгоритма. Рассмотрим разборку и сборку карбюратора 2108, 21081, 21083 Солекс, который устанавливался на двигатели автомобилей ВАЗ 2108, 21081, 21083, 2109, 21091, 21093, 21099 и пр.
Необходимые инструменты
Потребуется практически весь набор инструментов, представленный на странице «Инструменты для ремонта карбюратора». Он самый простой, каких-либо сложных приспособлений не потребуется. Второе условие — чистота рабочего места так как даже малое загрязнение может создать большие проблемы.
Порядок разборки карбюраторов 2108, 21081, 21083 Солекс
Перед разборкой следует определиться до какой степени вам нужно разобрать карбюратор. Например, если нет необходимости в снятии воздушной или дроссельных заслонок можно их не демонтировать (так как возможны трудности с отворачиванием-заворачиванием их винтов крепления). То же самое относится к регулировочным винту положения дроссельной заслонки второй камеры и винту регулировки пускового зазора у дроссельной заслонки первой камеры.
1. Снимаем карбюратор с двигателя автомобиля.
«Снятие карбюратора Солекс с двигателя автомобиля».
2. Снимаем верхнюю часть (крышку) карбюратора.
Предварительно отвернув, крестовой отверткой, пять винтов ее крепления к корпусу.
Подробнее см. «Как снять верхнюю часть — крышку карбюратора Солекс».
Разбираем вначале ее.
3. При помощи тонкой выколотки (2,5 мм) и легкого молотка выбиваем ось поплавков.
Извлекаем ее и снимаем поплавки. Работаем осторожно, чтобы не повредить стойки крышки, в которые эта ось продета, а также, чтобы не допустить деформации кронштейна поплавков.
4. Снимаем с «крышки» картонную прокладку.
5. Выворачиваем корпус игольчатого клапана.
Используем для этого рожковый или накидной ключ на 11. Отсоединяем корпус и его медное (либо алюминиевое) уплотнительное колечко.
6. Выворачиваем ключом на 13 электромагнитный клапан системы ЭПХХ.
Снимаем с него резиновое уплотнительное кольцо и металлическую чашку. Вынимаем топливный жиклер системы холостого хода.
7. Отворачиваем, используя ключ на 13, пробку топливного фильтра карбюратора.
Вынимаем её вместе с медным уплотнительным кольцом и сетчатым фильтром.
8. Выворачиваем топливоподводящий штуцер.
Делаем это ключом на 13. Вынимаем штуцер и его медное уплотнительное колечко.
9. Снимаем рычаг управления воздушной заслонкой.
Для этого отворачиваем ключом на 14 болт его крепления к «крышке» и аккуратно, стараясь не потерять, находящийся под ним фиксирующий шарик отделяем его. После чего вынимаем шарик и находящуюся под ним поджимную пружинку.
10. Разбираем пусковое устройство.
Крестовой отверткой отворачиваем четыре винта крепления его крышки. Отводим её назад, одновременно выводя тягу на диафрагме из зацепления со штифтом на рычаге и далее из пазов в корпусе устройства. Воздушную заслонку удобнее всего держать при этом открытой. Снимаем крышку, диафрагму с тягой и находящуюся под ней пружину.
11. Снимаем пружину механизма приоткрывателя воздушной заслонки.
12. Снимаем воздушную заслонку карбюратора.
Отвернув крестовой отверткой два винта ее крепления на оси. Если винты не откручиваются, подпиливаем напильником их концы. После этого ось свободно извлекается из крышки.
Все крышка разобрана.
Разбираем корпус карбюраторов 2108, 21081, 21083 Солекс
1. Снимаем резиновое уплотнительное колечко на трубке канала системы холостого хода.
2. Снимаем кронштейн крепления тяги привода воздушной заслонки («подсоса»).
Отвернув крестообразной отвёрткой винт его крепления.
3. Извлекаем воздушные жиклеры главных дозирующих систем вместе с эмульсионными трубками.
На карбюраторах семейства 2108 Солекс они конструктивно объединены. Поэтому выворачиваем их шлицевой отверткой из эмульсионных колодцев.
4. Вынимаем распылитель ускорительного насоса.
Для этого шлицевой отвёрткой поддеваем под его верхний носик и аккуратно выталкиваем его вверх. Снимаем с корпуса распылителя резиновое уплотнительное кольцо.
5. Выворачиваем тонкой шлицевой отверткой топливные жиклеры главных дозирующих систем.
Они расположены на дне эмульсионных колодцев. После выворачивания их можно достать оттуда зубочисткой или попросту вытряхнуть.
6. Вынимаем малые диффузоры из обеих камер карбюратора.
Проще всего их достать при помощи пассатижей.
7. Разбираем ускорительный насос.
Крестовой отвёрткой отворачиваем четыре винта крепления его крышки. Снимаем её вместе с диафрагмой и возвратной пружиной. Если детали плохо разъединяются можно попробовать рассоединить их при помощи ножа.
8. Разбираем экономайзер мощностных режимов.
Выворачиваем крестовой отвёрткой три винта крепления его крышки к корпусу карбюратора. Снимаем её, а также диафрагму и пружину. Шлицевой отвёрткой выворачиваем жиклер экономайзера и вынимаем его. Клапан экономайзера без лишней необходимости не трогаем.
9. Снимаем винт регулировки «количества» топливной смеси.
Поддев шлицевой отвёрткой отсоединяем контакт провода от наконечника винта. Выворачиваем винт и снимаем его и находящуюся на нём пружину. Отворачиваем шлицевой отвёрткой винт пластмассового держателя провода и снимаем провод с корпуса карбюратора.
10. Снимаем сектор управления дроссельными заслонками.
Отворачиваем крестовой отвёрткой винт его крепления. Снимаем, расположенный на секторе кронштейн, поддеваем сектор отвёрткой, с усилием отделяем его от рычага привода дроссельных заслонок.
11. Выворачиваем тонкой шлицевой отверткой винт «качества» топливной смеси из канала в корпусе карбюратора и ухватив его пинцетом извлекаем его оттуда.
Снимаем с него резиновое уплотнительное кольцо. Иногда при выворачивании винта кольцо остаётся в канале корпуса карбюратора. Оттуда его можно достать шилом.
12. Снимаем кулачок привода ускорительного насоса с оси дроссельной заслонки первой камеры.
Отвернув ключом на 11 гайку его крепления. Под кулачком находится специальная шайба, снимаем и её.
13. Снимаем дроссельные заслонки обеих камер карбюратора.
Отворачиваем при помощи крестовой отвёртки винты их крепления на осях. Если винты не отворачиваются, значит их концы расклёпаны. Стачиваем их немного напильником.
14. Вынимаем оси заслонок.
С оси первой камеры снимаем пружину и пластмассовую втулку. Чтобы вынуть ось второй камеры поддеваем отвёрткой и снимаем стопорную шайбу оси.
1. Корпус карбюратора 2108, 21081, 21083 Солекс.
2. Ось дроссельной заслонки первой камеры карбюратора.
3. Ось дроссельной заслонки второй камеры карбюратора.
4. Дроссельные заслонки первой и второй камер.
5. Винты крепления дроссельных заслонок.
6. Возвратная пружина оси первой камеры.
7. Пластмассовая шайба.
8. Металлическая шайба.
9. Кулачок нажимной ускорительного насоса карбюратора.
10. Гайка крепления кулачка УН.
11. Стопорная шайба оси дроссельной заслонки первой камеры.
Всё карбюратор разобран.
Сборку карбюратора Солекс производим в обратной последовательности.
При затягивании винтовых соединений большого усилия не прикладываем, во избежание деформации или повреждения резьбы.
Примечания и дополнения
— Не стоит без необходимости выпрессовывать воздушный жиклер системы холостого хода из крышки карбюратора, а также топливозаборные трубки эконостата и переходной системы второй камеры. Можно повредить их посадочные гнезда. Это же относится и к выпрессовке воздушного жиклера, жиклера пускового устройства, клапана экономайзера мощностных режимов, штуцерам системы вентиляции картера и отбора разрежения к вакуумному корректору, слива топлива в бак.
— Если нет необходимости в снятии воздушной заслонки карбюратора, не снимайте её. При выворачивании винтов со спиленной резьбой можно повредить резьбу в осях. Кроме того при установке заслонки обратно возможно её смещение относительно прежнего положения, что приведет к неполному её открытию или закрытию, что чревато нарушением работы карбюратора и невозможностью его нормальной регулировки.
— Всё написанное выше относится и к снятию-установке дроссельных заслонок обеих камер. Если приходится их всё же снимать, пометьте на всякий случай их первоначальное положение.
Еще статьи на сайте по ремонту карбюраторов Солекс
— Как понять, что карбюратор пора менять?
— Разборка карбюратора Солекс 21073
— Проверка и ремонт ускорительного насоса карбюраторов 2108, 21081, 21083 Солекс
— Сборка верхней части (крышки) карбюратора Солекс
— Безразборная прочистка карбюраторов 2108, 21081, 21083 Солекс аэрозолем-очистителем карбюраторов
— Прочистка системы холостого хода карбюраторов 2108, 21081, 21083 Солекс
Кажись так и поставил. Тросик перетянул просто акселератора, что-то сильно провисал подтянул, что бы не слетел. И перебольшил.
Здравствуйте. Я добавил фотографию в эту статью (самая нижняя), там показаны места крепления концов пружин. Перекручивать пружины не надо.
Здраствуйте. А как должны на 1й заслонке пружины стоять? Что на оборот еще их перекручивать, я посавил просто на зацеп. Что-то попробывал на карбюраторе газ оттянуть и заглохла. Может тросик натянул сильно?
Статей по ремонту кузова добавлю. Про самостоятельную замену его деталей железом или покупными ремонтными вставками. В разделе «Кузовщик» уже есть несколько таких статей.
Носик не должен быть обломан. Лучше найти и установить клапан с металлическим носиком (иглой).
А как можно, что бы тему по кузову 21093 добавить замена пола и ремонт ремонтными кусками.
А носик должен быть полностью пластиковый или он у меня обломанный такой бронзовый шток и вокруг пластик может следы облома кажится как промыло сьеденный?
Наверное резьбу вначале расширил на винте качества резьбу зацепило подумал, что до конца закрутил.
Кажись электронный клапан заменить нужно чуть носик сьединый и не всегда обратно отходит. Поплавок аж на 7 мм снизу поставил. Винт качества оказуется на 0,5 больше диаметром с ремкомплекта, вылетел сам за резьбу не зацепился оказуется поэтому не понятно было закручивается или нет.
Попробуйте установить электромагнитный клапан по статье «Особенности установки ЭМК в карбюратор Солекс». Возможно после этого обороты начнут реагировать на вращение винта качества, так как поток топлива в обход топливного жиклера СХХ прекратится.
Купил ремкомлект 21083 за 135 грн корпус выравняли за 150 грн, все собрал поставил. Болтики не кернил, хотел, что бы мастер закернил но сказал, что можно не закернивать. С ремкомплекта поставил винт качества и что-то не чуствуется крутится чи нет? На нем не глубокая прорезь вытянуть зубочисткой не выходит пинцета нет подходящего, хотел обратно на старый заменить. Продул перед вставкой просто чисткой для карбюратора. Поставил завел нет ни какого ответа на кручение качества и клему снял не глохнет. Уровень в папловковой камере высокий, или может плохо прочистил под винт качества, или большой зазор во второй камере (по офисной бумаге выставил) или сверху равнял тоже мастер где жиклеры бугорок есть вроде прокладка нормально зажалась (приносил только снизу, что бы выровнял за 100 грн) или может топливо осталось в нагаре и выпаривается :). Осмотрел еще насос от уплотнительной прокладки в клапане месяцом марля осталась только ремкоплект ставился но выходной клапан не заменялся втавил обратно без марли. Продувал еще насосом трубо провод но обратку в бак тежело стянуть было. В обратном клапане не может проходимость уменьшиться, вроде продувается в бак обратно нет. Зазоры по сверлу 2,5 и 1 мм свободно (вроде 1,1 мм должно быть) пусковое что-то получилось полностью закрученное по низу заслонки зазор на 2,5 мм. Что-то обороты кажись высоковаты на подсосе. Тахометра нет.
Если просвечивается, нужно заменить. Дороговато конечно, если без ремкомплекта. За такую сумму можно купить бэушный карбюратор с рабочей машины. А тут, как я понимаю, подразумевается переборка карбюратора, с заменой деталей и выставлением зазоров. Настройки на стенде скорее всего не будет. Но, видимо у них такая цена для всех. У нас тоже от 500 руб до 1500 руб, в зависимости от сложности ремонта.
А неуточнил эконостата мембрана просвечивается.
А сколько у вас ремонт карбюратора стоит? У меня запросили 500 грн ~1370 руб кажись без ремкоплекта?
Небольшое покачивание не критично, если сильно болтаются, то корпус нужно заменять. В таком случае придется смазывать посадочные места силиконом, как вы и писали. Только нужно выждать пару часов и не заводить двигатель (чтобы силикон получше схватился).
Если фланец карбюратора погнут, попробуйте широким напильником или плоским камнем пошлифовать. Иначе воздух будет подтягивать однозначно и холостые будет не выставить. Если прокладки под карбюратором плохие, нужно заменить. На сайте статья есть про прокладки под карбюратор. Мыть можно соляркой, ацетоном, бензином, керосином (на основе керосина все чистящие средства карбюратора).
А штоки слегка качаются, воздух лишний не будет попадать?
И в ремкомплекте вместе с диафрагмой жиклеры трубки и фильтыр все заменю (кроме холостого и экономайзера жиклеров).
И еще снизу есть прогиб 0,5 на глаз линейку прикладывал по длине если ровнять то и текстолитовую тоже заменить прийдется (бугром)? Текстолитовую не снимал может быть под ней тоже зазор есть? Это черная прокладка под текстолит и сверху картонная (стояла под карбюратором черная как асбестовая)?
А чем лудше отмывать? уайт-спирит только нашол в продаже помыл им, карбюратор и масло уловитель с крышкой. Так себе крышка отмывается уайтом.
Большое спасибо!
Возможно на СТО и смазывают силиконом. Но, во всех руководствах по ремонту карбюратора написано, что не нужно смазывать ни чем. Такой практики и мы придерживаемся уже на протяжении более двадцати лет. Попадание даже мельчайшей частички силикона в жиклер или канал карбюратора приводит ко всяким «блуждающим» неисправностям, которые потом трудно диагностировать и устранить. Поэтому только чистые трущиеся поверхности. Если мне попадется на глаза, то руководство по ремонту карбюраторов, я сразу прямо здесь приведу выдержку из текста про подшипники трения и почему их не надо смазывать в карбюраторе.
Здраствуйте еще раз. Можно жирное примечание поставить, о снятии заслонок и еще не рекомендуеся снимать. О смазке подшипников трения, на СТО говорят силиконовым спреем?
Дроссельные заслонки смазывать не нужно. В карбюраторе вообще ни чего не смазывается. Под головку болта подставляют железный пруток и тонким зубилом (керном) слегка расплющивают резьбовую часть. Сильно плющить не нужно, достаточно чуть-чуть. Если повреждена диафрагма (пуска или экономайзера), сразу менять ее. Пусковое устройство после замены следует отрегулировать. Согнутый фильтр можно распрямить и прочистить. Согнутую эмульсионную трубку можно так же распрямить и установить повторно. Главное, чтобы была не засорена.
Извиняюсь. Не экономайзера, а пуска?
Выташил винт качества зубочисткой сломив острие и чуть бока подточил и чуть пристучал.
Что-то нет под карбюратором целулозной прокладки. Фильтр согнутый, трубка с воздушным жиклером согнута, в ускорительном 1/3 мусора и ржавчина, опрыскиватель в одну камеру закручен и верхний забит и прозрачная мембрана.
Есть вопросы.
А дросельные заслонки нужно смазывать и чем, т.е. подшипники трения? Моторным, солидолом?
Болты не по отпадают в колектор, заклинивать нужно, как? , скрутились легко но кажись от одного откололся кусочек и похоже уже были сточенные?
Еще о регулеровке если экономайзера диафрагму новую ставить нужно регулирывать?, есть дырочка марлевая, это через нее перелив 4 литра может на холостом, или бензобак с дыркой?
Еще влияет трубка эконометра на смесь. Резина затвердела чуть придавил и слеза.
Здравствуйте!
Спасибо за замечание. Просто до этого, посетители сайта требовали перенести это примечание в конец статьи и начать сразу с разборки не отвлекаясь на посторонние темы. Теперь мы продублируем его и в начале статьи и немного переработаем ее текст и картинки для большей информативности.
Здраствуйте. А почему вначале не написали, что заслонки без надобности не вынимать и пометить?
Спасибо огромное за такой подробный и обстоятельный ответ! С ускорением и провалом проблем вроде бы нет. Есть такой момент, когда долго постоишь на холостых, мотор хорошо прогреется, вентилятор несколько раз включится или скажем летом, когда температура двигателя повышается выше обычной ( заглушил двигатель, сходил по делам, вернулся, завёл ), то бывает проскакивает несколько затупов при старте и во время езды, но через минуту всё ровно. Были разные мысли, но решил попробовать двинуть трамблёр на +. Пока затупы не появлялись.
Переходная система второй камеры необходима для принудительной подачи топлива при начале открытия дроссельной заслонки второй камеры, чтобы обогатить смесь и предотвратить «провал». Ориентировочно это переход от режима средних нагрузок к мощностным, например ускорении при движении со средней скоростью. Если трубка забора топлива треснула выше уровня топлива в поплавковой камере, то разрежение (которым «высасывается» топливо) в переходной системе снизится, бензина под дроссельную заслонку выльется мало и наступит «провал». Если трубка треснула на той части, что погружена в бензин, то в принципе ни чего страшного.
В большинстве случаев работа переходной системы второй камеры незаметна и малозначительна. Поэтому если нет сильно выраженного «провала» в работе двигателя при ускорении автомобиля в движении, то можно не обращать особого внимания на эту проблему.
Спасибо за ответ! Она вроде бы свою работу выполняет — продувается, но не могу разобраться в месте удара трубка цела или нет… и если нет…, то на что это может оказывать влияние? Сплющено возле самого входа трубки в корпус.
Эти трубки менять не приходилось. Менял трубку в канале СХХ. Там нужно вставить во внутрь сверло 2 мм, обернуть трубку куском наждачной бумаги, ухватиться за нее плоскогубцами и вытащить трубку из посадочного гнезда. Усилие при вытаскивании трубки не очень большое. Новую трубку просто вставлял в отверстие и слегка сверху стукал молотком.
В трубки эконостата и переходной системы сверло конечно не вставить, поэтому есть риск их повредить. Но если трубка уже повреждена, то вполне возможно ее вытащить и заменить другой.
Если есть возможность, конечно лучше поискать другую крышку карбюратора.
Коллеги, подскажите пожалуйста каким образом монтируются трубки эконостата и переходной системы второй камеры? Кто-то мне сплющил трубку переходной системы второй камеры. Пока не понял для чего именно это было проделано. Видимо… для экономии топлива. Но что-то мне не очень её вид нравится. Удар был видимо отвёрткой. Вот думаю… возможно ли её заменить?
Как же ты это проверил.если обратка в бак
Я разобрал промыл,почистил,взял б/у 83 солекс. Эконмайзер мощностных режимов,я сделал так:жиклер заглушил,пружинку с диафрагмы убрал. Жиклеры поставил в 1кам.тж-85 чють,чють роздал;вж-168; во вторую тж-95;вж-125; Обратка прямо в бак-это обязательно. Итог:проехал на 1литре-15.5км.Но еще не все подкорректировала.Но машина классика,не уступает почти никому.