Для компенсации теплового расширения охлаждающей жидкости (ОЖ) в системе охлаждения карбюраторного двигателя автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 установлен расширительный бачок.
Расширительный бачок системы охлаждения двигателя ВАЗ 2108, 2109, 21099
1. Устройство расширительного бачка.
Расширительный бачок изготовлен из полупрозрачной пластмассы. Он имеет два штуцера: толстый нижний — выход на термостат и тонкий верхний для шланга сброса пара и лишней жидкости в радиатор.
Его заливное отверстие закрыто крышкой с двумя клапанами. Выпускной открывается на прогретом двигателе и выпускает пар из системы охлаждения (стравливает избыточное давление). Впускной открывается на остывающем двигателе и запускает туда воздух, выравнивая давление с атмосферным (компенсируется разрежение в СО). Таким нехитрым способом в системе охлаждения поддерживается оптимальное давление на разных режимах работы двигателя, что сохраняет его температурный режим в нужных рамках.
На части бачков имеется второе отверстие под датчик уровня охлаждающей жидкости.
— На боковой части бачка подштамповкой выполнены метки с обозначением min и max. На холодном двигателе между ними должен находится уровень охлаждающей жидкости.
2. Как работает расширительный бачок.
Нагретая двигателем охлаждающая жидкость (тосол, антифриз) расширяется, ее объем увеличивается в результате уровень в расширительном бачке приближается к отметке max.
При замене охлаждающей жидкости она заливается в систему охлаждения через заливное отверстие в расширительном бачке.
Стоит уровню ОЖ в бачке упасть до одного литра срабатывает датчик уровня ОЖ. Поплавок датчика опускается вниз, магнит приближается к геркону, воздействует на него своим магнитным полем, контакты внутри геркона замыкаются, электрическая цепь датчика замыкается. На лампочку в панели подается минус, и она загорается, сигнализируя водителю, что уже вот-вот и двигатель закипит.
3. Неисправности расширительного бачка.
Трещина в корпусе бачка
В зависимости от величины ОЖ будет уходить либо практически сразу, либо понемногу. Можно запаять ее, но лучше заменить бачок новым.
Подтекание ОЖ под пробку
Нарушена герметичность соединения пробки с горловиной бачка, возможно повреждена прокладка. Или в системе слишком сильное давление, например из-за заклинивания клапана в этой самой крышке.
Срыв пробки
Слишком большое давление в системе охлаждения. См. «Проверка системы охлаждения двигателя 21083».
Вздутие или, наоборот сжатие бачка
Неисправность термостата — заклинивание его элемента в открытом или закрытом положении.
Сильное бурление в бачке
Возможно пробита прокладка головки блока и в ОЖ попадают газы из камеры сгорания или перегрев двигателя.
Ржавый тосол в бачке
Двигатель был перегрет. См. «Ржавый антифриз (тосол) в расширительном бачке, почему?».
4. Применяемость расширительного бачка.
В системе охлаждения карбюраторного двигателя автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 устанавливается расширительный бачок 2108-1311014, с одним отверстием, закрытым крышкой.
На автомобилях ВАЗ 21083, 21093, 21099 с европанелью устанавливается расширительный бачок 21083-1311014 (01, 03). С двумя отверстиями. Одно для крышки, другое под датчик уровня охлаждающей жидкости 21083-3839310 (01, 02, 03).
Еще статьи по системе охлаждения двигателей автомобиля ВАЗ 2109 (2108, 21099)
— Заклинил термостат, признаки и причины неисправности
— Замена насоса охлаждающей жидкости (помпы) на двигателе 21083
— Что делать если закипел двигатель?
— Двигатель автомобиля не прогревается, почему?
— Признаки появления воздушной пробки в системе охлаждения двигателя
— Мутный антифриз (тосол) в расширительном бачке, почему?