Как известно, вышедший из строя вентилятор радиатора может стать причиной катастрофических последствий для автомобильного двигателя.
Так как без него исчезает возможность принудительного снижения температуры антифриза (тосола) в системе охлаждения. И сразу же становится реальностью риск перегрева двигателя, со всеми вытекающими негативными последствиями (повело головку блока, сели и залегли поршневые кольца и пр.).
Помимо этого, неисправность электродвигателя вентилятора радиатора может быть «блуждающей». То есть, вентилятор в принципе работает, но иногда может и не включится. В таком случае, опять же возникает риск закипеть где-нибудь в пробке.
Рассмотрим несколько способов проверки электродвигателя вентилятора радиатора системы охлаждения двигателя автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 что бы в случае его отказа можно было бы установить, что неисправен именно он.
Сразу следует сказать, что на этих автомобилях электродвигатель вентилятора радиатора может быть подключен двумя разными способами. Поэтому, при проведении диагностики необходимо точно знать какой из них используется на данном автомобиле.
1. Первый способ проверки — визуальный осмотр.
При возникновении проблем с включением вентилятора радиатора в первую очередь проводим его визуальный осмотр. Если обнаружено, что от его электродвигателя отвалился провод, либо в колодке проводов провода окислились контакты, либо он вообще оборван, то скорее всего причина отказа именно в этом. Так же крыльчатка вентилятора не будет вращаться если она зацепилась за кожух на радиаторе.
Помимо этого стоит осмотреть предохранитель №8 (16А) в монтажном блоке 17.3722 (пальчиковые предохранители) или F5 (20А) в монтажном блоке 2114 (ножевые предохранители). Если он перегорел, то вентилятор крутится не будет. Пробуем заменить предохранитель новым. А если он опять перегорел, то ищем место короткого замыкания в электрической цепи. См. схемы ниже.
2. Проверка вентилятора радиатора при прогреве двигателя.
Это самый простой способ, не требующий каких-либо инструментов и приспособлений. Для проверки следует запустить двигатель, поднять капот и ждать. Минут через десять, ОЖ должна прогреться до рабочей температуры, а исправный вентилятор должен включится и заработать. Но если уже прошло гораздо больше времени, стрелка на указателе температуры полезла в красную зону, в расширительном бачке началось бурление, а вентилятор молчит, то наверняка электродвигатель вентилятора радиатора «сдох», либо неисправна его электрическая цепь или датчик. Отсюда «вытекает» вторая проверка.
3. Проверка замыканием контактов датчика вентилятора.
На карбюраторных ВАЗ 2108, 2109, 21099 и их модификациях датчик включения вентилятора расположен на правом бачке радиатора. Его выход из строя – одна из наиболее распространенных причин отказа его электродвигателя.
Для проверки исправности датчика включаем зажигание. Снимаем два провода с датчика и замыкаем их друг с другом. Если вентилятор заработал – неисправен датчик, нет – неисправна его электрическая цепь.
Но, следует учитывать, что таким образом мы проверили минусовой участок электрической цепи включения электродвигателя вентилятора радиатора (датчик встроен в разрыв провода на «массу»). И делать выводы о полной его неисправности пока рано. Необходимо проверить подачу напряжения на электродвигатель.
4. Проверяем подачу напряжения на электродвигатель вентилятора радиатора.
Для начала разъединяем колодку идущих к нему проводов. Включаем зажигание. При помощи одного отрезка провода подаем напряжение с плюсового вывода АКБ на вывод синего провода, а другим отрезком с минуса АКБ на вывод черного провода. Если вентилятор заработал, то можно смело искать обрыв в его электрической цепи, по схеме. Возможно где-то переломился провод, окислились контакты или вышло из строя реле в монтажном блоке.
Сразу скажем, что схемы разные. Так как на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099 до 1998 г.в с монтажным блоком 17.3722 (пальчиковые предохранители) имеется реле включения вентилятора (К9), а на автомобилях после 1998 г. в. с монтажными блоками 2114 (ножевые предохранители), реле включения вентилятора удалено из электрической цепи. Датчик включения вентилятора также установлен в разрыв минусового провода, но уже идущего напрямую к вентилятору.
Так же проверить подачу напряжения можно при помощи вольтметра (мультиметра с режимом вольтметра). Но можно и отрезками провода, как описано выше.
Если же вентилятор не заработал, то наверняка он неисправен. Неисправный электродвигатель вентилятора радиатора проще заменить на новый чем пытаться его отремонтировать.
Таким образом, последовательно применяя способы проверки исправности электродвигателя вентилятора радиатора, можно наверняка установить его неисправность.
Примечания и дополнения
— Для привода вентилятора радиатора на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099 устанавливается электродвигатель постоянного тока с возбуждением от постоянных магнитов МЭ-272 или аналогичные ему.
Еще статьи по системе охлаждения двигателя автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Схема подключения электродвигателя вентилятора радиатора ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Не работает вентилятор радиатора ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Схема системы охлаждения карбюраторного двигателя автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Постоянно работает вентилятор радиатора на ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Почему часто включается вентилятор радиатора, карбюратор?
— Признаки воздушной пробки в системе охлаждения двигателя