На примере двигателя 21083 (1,5 л, 8 клапанов) автомобилей ВАЗ 21083, 21093, 21099 с ремнем в приводе ГРМ проведем простую визуальную проверку степени его натяжения.
Которую можно проводить периодически, либо при появлении проблем с работой двигателя.
Слабо натянутый ремень привода газораспределительного механизма двигателя (ГРМ) может послужить причиной смещения фаз газораспределения. При этом впрыск топлива в цилиндры двигателя, а так же его поджиг будет происходить не своевременно. Двигатель потеряет в мощности и приемистости, начнет троить и тупить.
Ситуация может еще больше усугубиться если ремень ненароком перескочит на зуб-другой.
Наоборот, слишком сильно натянутый ремень привода ГРМ увеличит нагрузку на натяжной ролик и подшипник вала помпы. Что в разы сократит срок их эксплуатации.
Таким образом не будет лишним периодически контролировать натяжение ремня.
Визуальная проверка натяжения ремня привода ГРМ двигателя
Для проведения проверки можно использовать помощника.
1. Снимаем наружную защитную крышку привода ГРМ.
Для этого ключом на 10 мм отворачиваем 3 болта ее крепления (один в центре, два сбоку) и вынимаем ее вверх.
2. Прогреваем двигатель до рабочей температуры.
Где-то до 80-90 градусов. И оставляем двигатель работать на холостом ходу.
3. Проверяем натяжения ремня.
Помощник резко нажимает на педаль газа. А мы наблюдаем за поведением вертикального участка ремня привода ГРМ (см. фото в начале статьи). На натяжение которого напрямую влияет общее натяжение ремня.
Вибрация ремня, то есть смещение его вправо-влево не должно превышать 10-15 мм. В таком случае считается что ремень нормально натянут. Если больше, то натяжение слабое, если этот участок ремня вообще не шелохнется при вращении, то значит он перетянут.
В случае обнаружения несоответствия вибрации ремня проводим регулировку его натяжения.
Для этого ослабляем затяжку натяжного ролика привода ГРМ двигателя. Потом вставляем специальный ключ в его отверстия и поворачиваем его по часовой стрелке, тогда ремень ГРМ будет натягиваться. Слишком сильного усилия прикладывать не нужно. Немного затягиваем гайку крепления натяжного ролика рожковым ключом на 17 мм. Проверяем степень натяжения ремня: поворачиваем его пальцами руки вокруг своей оси (скучиваем). Ремень должен повернуться на 90 градусов.
Проворачиваем коленчатый вал отверткой за зубцы на маховике (в лючке на картере сцепления), чтобы ремень сделал два оборота. Еще раз поверяем совмещение установочных меток и натяжение ремня. При необходимости подтягиваем натяжным роликом.
Если нет специального ключа для натяжения ремня привода ГРМ можно воспользоваться двумя гвоздями подходящего диаметра и пассатижами. Гвозди вставляем в отверстия роликами, пассатижами их поворачиваем.
Примечания и дополнения
— Приведенный выше способ визуальной оценки степени натяжения ремня привода ГРМ подходит и для других восьмиклапанных двигателей ВАЗ.
Еще статьи по газораспределительному механизму двигателя 21083 автомобилей ВАЗ 21083, 21093, 21099
— Неисправности газораспределительного механизма (ГРМ) двигателя автомобиля
— Замена ремня ГРМ на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Признаки неисправности натяжного ролика ремня ГРМ
— Метки ГРМ (газораспределительного механизма) двигателя 21083 (2108, 21081)
— Основные неисправности ремня привода ГРМ двигателя автомобиля
— На каких двигателях ВАЗ гнет клапана при обрыве ремня ГРМ?