Автомобили ВАЗ с карбюраторным двигателем имеют в составе системы питания механический топливный насос (бензонасос) с приводом от эксцентрика на распределительном валу.
Неисправность такого бензонасоса приводит к полному, либо частичному прекращению подачи бензина в карбюратор и далее в двигатель. Как следствие появляются проблемы с запуском двигателя. Он может или вообще не запускаться или запускаться и глохнуть. Помимо этого возможен неустойчивый холостой ход, провалы и рывки при нажатии на педаль газа в работе двигателя на разных режимах.
При появлении перечисленных проблем обычно последовательно проверяются практически все системы двигателя. Многие автовладельцы сразу пытаются чистить и настраивать карбюратор. Считая его виновником всех бед. На самом деле всегда рекомендуется начать диагностику с нескольких простых проверок бензонасоса. Так как он в первую очередь отвечает за подачу топлива. А без топлива, или при сокращении его подачи, карбюраторный двигатель работать не хочет. Либо работает из рук вон плохо.
Вот несколько способов проверки бензонасоса (топливного насоса) применимых к большинству автомобилей ВАЗ с карбюраторным двигателем.
Мы же, в качестве примера проведем все проверки на бензонасосе ДААЗ карбюраторного двигателя 21083 (1,5 л) переднеприводных автомобилей ВАЗ 21083, 21093, 21099.
Способы проверки исправности бензонасоса карбюраторного двигателя ВАЗ
1. Проверяем подачу топлива бензонасосом (топливным насосом).
Для этого отсоединяем топливоподающий шланг от штуцера карбюратора. Кладем под него тряпку. Подставляем под шланг емкость для сбора топлива. Подкачиваем топливо рычагом ручной подкачки. Если бензонасос исправен — из шланга должна выходить мощная уверенная струя бензина при каждом движении рычага. Если он неисправен, струи либо не будет вовсе, либо она будет вялая и прерывистая. В таком случае проверяем бензонасос дальше.
См. фото проверки в начале статьи.
Рекомендуется для более точной проверки подачи топлива бензонасосом максимально утопить его толкатель. Для этого вращаем коленчатый вал отверткой за зубцы маховика (в лючке на картере сцепления) пока рычаг ручной подкачки бензонасоса не станет упругим. После чего проводим проверку подачи топлива описанным выше способом.
2. Проверка сетчатого фильтра бензонасоса.
Снимаем крышку бензонасоса отвернув ключом на «10» болт ее крепления. Под ней расположен пластмассовый сетчатый фильтр. Извлекаем его отверткой. В случае наличия на сетке загрязнения промываем ее бензином. Так как именно оно может быть причиной нарушения подачи топлива, которое приводит к проблемам в работе двигателя. Тщательно прочищаем сетку фильтра зубной щеткой. После чего продуваем сжатым воздухом.
В случае обнаружения повреждения сетчатого фильтра, заменяем его новым.
Подробнее: «Прочистка и замена сетчатого топливного фильтра бензонасоса ВАЗ 2108, 2109, 21099».
3. Проверка клапанов бензонасоса.
Отсоединяем от бензонасоса оба топливных шланга. Рычаг ручной подкачки должен находится в рабочем состоянии.
Проверяем впускной клапан бензонасоса. Для этого затыкаем топливоподающий штуцер пальцем и нажимаем несколько раз на рычаг ручной подкачки топлива. На пальце должно ощущаться разрежение (он должен засасываться в штуцер). Если разрежение есть — бензонасос исправен, если нет — ищите неисправность в топливных магистралях или бензобаке.
Проверяем выпускной клапан бензонасоса. Прикладываем к отверстию нагнетательного штуцера (который к карбюратору) палец и несколько раз нажимаем на рычаг ручной подкачки. Из отверстия штуцера должна выходить струя воздуха, хорошо ощущаемая пальцем.
Если установлено, что какой-либо клапан неисправен, заменяем бензонасос новым или пытаемся разобрать и проверить его клапана на предмет механического повреждения (перекос, заклинивание, поломка или осадка пружин и пр.).
Подробности проверки клапанов топливного насоса ВАЗ: «Проверка клапанов бензонасоса карбюраторного двигателя».
4. Проверка диафрагм бензонасоса.
Поврежденные диафрагмы бензонасоса дадут о себе знать потеками топлива и устойчивым запахом бензина в подкапотном пространстве. Для точной диагностики их состояния необходимо снять и разобрать бензонасос. Прохудившиеся диафрагмы следует заменить новыми.
Помимо этого потеря герметичности диафрагмами бензонасоса может привести к попаданию бензина в моторное масло. Он протекает через нижнюю часть бензонасоса, в корпус вспомогательных агрегатов и далее в головку блока двигателя. Моторное масло разжижается, его смазывающие свойства ухудшаются, трущие детали двигателя начинают стираться в несколько раз быстрее.
См. «Признаки неисправности диафрагмы бензонасоса ВАЗ 2108, 2109, 21099».
Следут внимательно подойти к сборке бензонасоса после замены его диафрагм. Так как в случае ошибки можно ненароком приобрести еще как минимум одну неисправность бензонасоса. Все дело в том, что механический топливный насос (бензонасос) карбюраторного двигателя автомобилей ВАЗ создает давление бензина на игольчатый запорный клапан поплавковой камеры карбюратора в пределах 0,25-0,3 кг/см². Если это давление превышается, то этот клапан перестает «держать» и в поплавковую камеру карбюратора поступает лишнее топливо, уровень в ней становится выше нормы, как следствие топливная смесь обогащается и для двигателя автомобиля могут наступить негативные последствия связанные с работой на богатой смеси и переливом.
Такая проблема может возникнуть если при сборке бензонасоса дистанционная пластмассовая проставка между диафрагмами была установлена не правильно (одна диафрагма сверху, две снизу). Тогда выдаваемое давление повышается до 0,5-0,6 кг/см², что приводит к «перекачке». Должно быть две сверху и одна снизу.
5. Проверка выступания толкателя привода бензонасоса.
Необходимо снять бензонасос с двигателя и провести регулировку минимального выступания толкателя бензонасоса (0,8-1,3 мм).
Подробнее: «Регулировка привода бензонасоса автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099».
Если после проведенной проверки бензонасоса причина неисправности не была выявлена и симптомы ее не исчезли, то проверяем систему питания двигателя автомобиля и карбюратор.
Примечания и дополнения
— В системе питания двигателя автомобилей ВАЗ 2108, 21081, 21083, 2109, 21091, 21093, 21099 предусмотрена обратная магистраль, для слива лишнего топлива в бензобак. Она помогает лучшему охлаждению бензонасоса и препятствует образованию в нем и в системе питания воздушных пробок. Поэтому при появлении признаков завоздушивания бензонасоса (отказ работать на горячем двигателе в жаркую погоду) рекомендуется проверить исправность клапана «обратки» и ее целостность.
Еще статьи по бензонасосу и системе питания ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Бензонасос Пекар топливной системы автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Устройство бензонасоса ВАЗ (ДААЗ) с карбюраторными двигателями
— Основные неисправности бензонасоса ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Не качает бензонасос, причины неисправности
— Основные неисправности бензонасоса ВАЗ 2108, 2109, 21099