Рассмотрим по каким признакам можно понять, что датчик положения коленчатого вала (ДПКВ) ЭСУД вышел из строя (неисправен).
А так же определим почему с ДПКВ могут возникнуть проблемы и как диагностировать причину неисправности.
В качестве примера используем датчик положения коленчатого вала ЭСУД инжекторного двигателя 2111 (1,5 л., 8 клапанов) автомобилей ВАЗ 21083, ВАЗ 21093 и ВАЗ 21099.
На такой двигатель устанавливается индуктивный датчик положения коленчатого вала ДПКВ 2112-3847010-04, 30.3847, 191-3837 и аналогичные им. Который представляет собой электромагнит (обмотка, внутри которой стальной сердечник), генерирующий электромагнитное поле.
Признаки неисправности датчика положения коленчатого вала (ДПКВ) ВАЗ
1. Двигатель автомобиля не запускается.
Скорее всего вышел из строя сам датчик, либо нарушена его электрическая цепь. ДПКВ — единственный датчик системы управления инжекторного двигателя при выходе из строя которого двигатель не запускается.
См. «Почему не запускается инжекторный двигатель автомобиля?».
2. Двигатель автомобиля запускается с трудом (запускается и глохнет).
Запустить двигатель, в случае неисправности ДПКВ, с первой попытки практически никогда не удается.
3. Неустойчивый холостой ход двигателя.
Обороты холостого хода двигателя (ХХ) «плавают». То понижаются (двигатель «троит» и пытается заглохнуть), то стабилизируются до нормы. Такие циклы могут повторятся с разной периодичностью и продолжительностью по времени.
4. Провалы, рывки при нажатии на педаль газа.
Попытка ускорится приводит к хорошо ощутимым перебоям в работе двигателя. Может быть как одиночный провал, так серия провалов — рывки.
Причины неисправности ДПКВ двигателя 2111
Причинами таких неисправностей (затрудненный запуск, нестабильный холостой ход, провалы и рывки) чаще всего являются — ослабление крепления датчика или его загрязнение.
Либо зазор между наконечником датчика и зубчатым венцом не соответствует норме (1±0,2 мм для ВАЗ).
Так же возможно повреждение зубчатого венца шкива привода генератора или маховика (если датчик установлен на маховике), отсутствие подачи напряжения на датчик с блока управления (повреждена цепь датчика).
Как проверить исправность датчика положения коленчатого вала?
При появлении какого-либо из перечисленных признаков неисправности ДПКВ снимаем его с двигателя. И проводим проверку самого датчика, и его электрической цепи.
Для проверки будет необходим вольтметр или иной измерительный прибор в режиме вольтметра.
Снимаем ДПКВ с двигателя.
Подключаем к его выводам вольтметр (с пределом измерения до 200 мВ).
Быстро проносим лезвие отвертки или иной металлический предмет вблизи торца датчика.
При выходе из строя датчика положения коленчатого вала
В случае если датчик исправен, наблюдаем скачки напряжения. Если не исправен, скачков напряжения не будет. Заменяем его новым.
Помимо этого следует обратить на зазор между торцом датчика и зубьями шкива коленчатого вала. Он должен быть 1±0,41 мм. Зазор задан конструктивно и не регулируется, но может увеличиться из-за наличия грязи в месте крепления датчика. В таком случае датчик так же может не работать. Для обеспечения нормальной работы ДПКВ следует очистить из-под него грязь.
Подробнее о проверке ДПКВ ЭСУД двигателя 2111: «Проверка датчика положения коленчатого вала (ДПКВ) ЭСУД автомобилей ВАЗ 21083, 21093, 21099». Исправный датчик должен выдавать сопротивление 500-700 Ом.
Примечания и дополнения
— При выходе из строя ДПКВ в щитке приборов загорается контрольная лампа «Проверь двигатель» (CHEK ENGINE).
— Действие датчика ДПКВ основано на принципе электромагнитной индукции. При вращении коленчатого вала двигателя зубья его шкива проходят в электромагнитном поле, создаваемом датчиком. От этого в цепи датчика возникают импульсы напряжения переменного тока. По их частоте контроллер определяет частоту вращения коленчатого вала.
После включения зажигания контроллер (ЭБУ) в первую очередь опрашивает ДПКВ, получая с него импульс синхронизации. Запуск двигателя и его стабильная работа определяется четкой синхронизацией импульсов с ДПКВ и импульсов управляющих открытием форсунок и модулем зажигания.
При прохождении мимо датчика промежутка в два зубца в цепи датчика формируется так называемый опорный сигнал. По нему ЭБУ определяет, что поршнями пройдена верхняя мертвая точка либо в 1 — 4 цилиндре, либо во 2 — 3 цилиндре двигателя. И дает команду на впрыск топлива.
Еще статьи по ЭСУД автомобилей ВАЗ 21083, 21093, 21099 инжектор
-Проверка регулятора холостого хода (РХХ) ЭСУД ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Проверка датчика положения распределительного вала ЭСУД ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Проверка датчика кислорода ВАЗ 21083, 21093, 21099
— СО потенциометр автомобилей ВАЗ 21083, 21093, 21099 с впрысковым двигателем
— Реле и предохранители системы управления двигателем (ЭСУД) автомобилей ВАЗ 21083, 21093, 21099
— Проверка модуля (катушки) зажигания инжекторных ВАЗ 21083, 21093, 21099