Как ни странно это звучит, но датчик кислорода (Лямбда-зонд) ЭСУД двигателя автомобиля можно запросто «отравить».
После чего он начинает выдавать не верные показания или вовсе выходит из строя. Все потому, что он не переносит некоторые вещества, которые применяются на автомобиле (при его ремонте и эксплуатации).
Что означает выражение — «отравить» датчик кислорода?
«Отравить» датчик кислорода, значит вывести из строя его чувствительный элемент. Путем воздействия на него «вредными» веществами. Которые вызывают повреждение этого самого элемента. После чего на ЭБУ ЭСУД начинают поступать неверные сигналы.
Чем можно отравить датчик кислорода ЭСУД двигателя автомобиля?
Таких веществ несколько. Во первых — это этилированный бензин. А так же герметики применяемые при ремонте двигателя. Помимо этого в качестве «отравителей» могут выступать антифриз (тосол) и масло (моторное, трансмиссионное).
1. Отравление датчика кислорода этилированным бензином.
Что такое этилированный бензин? Этилированный бензин — это бензин в который для увеличения его октанового числа добавили антидетонационную присадку. Но не простую, а тетраэтилсвинец. Который приводит к значительному увеличению доли свинца в отработанных газах двигателя автомобиля.
Свинец запросто может «отравить» датчик кислорода (Лямбда-зонд). Так как его чувствительный элемент покрывается оксилами свинца. И перестает выполнять свою функцию. В качестве «бонуса» выходит из строя каталитический нейтрализатор (катализатор), так как свинец охотно оседает на его ячейки (соты). И их дорогое покрытие довольно скоро перестает выполнять свою функцию разложения продуктов сгорания.
В настоящее время встретить этилированный бензин довольно сложно. Но, при желании или в результате случайности, можно.
Следует отметить, что такой бензин помимо всего прочего требует аккуратного обращения так как он токсичен для человека и не только. А так же загрязняет окружающую среду.
2. «Отравление» датчика кислорода парами герметика.
Такое возможно в случае применения герметиков при ремонте двигателя и его систем. А именно, герметиков вулканизирующихся при комнатной температуре и содержащих соединения кремния. Которые обладают высокой летучестью.
Этот кремний, оседает на чувствительном элементе датчика кислорода в виде диоксида кремния (SiO2). И закупоривает в нем отверстия. В результате чего датчик категорически отказывается нормально работать.
3. «Отравление» датчика кислорода моторным маслом и антифризом.
Попадание масла или антифриза в результате утечки этих технических жидкостей в камеры сгорания и далее в выхлопную систему так же могут повредить датчик кислорода (Лямбда-зонд). Так как покрытие его чувствительного элемента вступает в реакцию с агрессивными активными веществами, содержащимися в них (Zn, сера и пр.).

Признаки «отравленного» датчика кислорода.
1. Двигатель «троит» на холостом ходу.
Холодный двигатель автомобиля запускается, но по мере прогрева обороты холостого хода начинают то повышаться, то понижаться («плавать»), либо он попросту «троит» и пытается заглохнуть. Это происходит потому, что расчет продолжительности впрыска (состава топливной смеси) контроллером производится без учета его показаний, а только на основании сигналов с ДПКВ, датчика температуры, датчика скорости, датчика абсолютного давления воздуха (либо ДМРВ). Происходит т.н. управление топливоподачей по разомкнутому контуру.
В результате нарушается сбалансированность работы контура поддержания оборотов и контура поддержания стехиометрического состава топливной смеси в контроллере.
2. Заметное снижение мощности и приемистости двигателя.
Без корректировки по датчику кислорода контроллер не сможет правильно рассчитать оптимальный состав топливной смеси для каждого режима работы двигателя. Например, нужно обогащение, а вместо него поступает обедненная топливная смесь. Наступает провал или ощущается недостаток тяги. В другом случае, когда из-за загрязнения или усталости чувствительного элемента датчика снижается его скорость срабатывания, корректировка состава может проходить с запаздыванием, что так же негативно скажется на ездовых характеристиках.
Либо при загрязнении входного отверстия жгута проводов датчика кислорода, через которое он сообщается с атмосферным воздухом ДК выдает неправильный сигнал на контроллер. При бедной топливной смеси от датчика будет поступать сигнал о том, что она богатая и контроллер скорректирует состав смеси в сторону обеднения. Уверенного разгона при нажатии на педаль газа не получится.
3. Заметное увеличение расхода топлива.
В отсутствие сигнала с датчика кислорода контроллер (ЭБУ) начнет рассчитывать подачу топлива в режиме «разомкнутой петли» (без обратной связи по ДКК). То есть, опять же, он будет учитывать сигналы с ДПКВ, датчика температуры, датчика скорости, датчика абсолютного давления воздуха, но корректировать состав смеси по сигналу с датчика кислорода не будет.
Так же на расход топлива и работу двигателя будет влиять неверный сигнал с ДКК. Например, если чувствительный элемент датчика загрязнен, а топливная смесь богатая, то он выдает сигнал на контроллер, что она бедная. Контроллер увеличивает ее обогащение. Как следствие возрастает расход топлива. Нейтрализатор, дожигающий богатую смесь, перегревается, его соты оплавляются и через некоторое время он может выйти из строя.
В большинстве случаев к негативным последствиям отказа датчика кислорода добавляются имеющиеся неисправности форсунок, датчика абсолютного давления, недостаточного давления в топливной рампе, износа поршневой, смещения фаз газораспределения и т.п. Так как перестанет работать адаптация топливной смеси контроллером по сигналу с ДК и прекратится сглаживание последствий этих неисправностей. Тогда к имеющимся уже признакам добавятся и проблемы с запуском как холодного, так и прогретого двигателя, полный отказ его работы на холостых, запах бензина из выхлопной трубы, отказ свечей зажигания и пр.
4. Загорание индикатора Check Engine на приборной панели.
ЭБУ ЭСУД постоянно контролирует работу датчика кислорода. И в случае выхода его из строя зажигает в комбинации приборов лампу «Check Engine». В его память заносится код ошибки.
Чтобы поставить точный диагноз датчику кислорода придется проводить проверку с использованием специального оборудования..
Что делать, если налицо признаки отравления датчика кислорода?
Для устранения проблемы обычно требуется замена датчика. Также важно устранить причину, которая привела к его отравлению, чтобы избежать повторного выхода из строя.
Примечания и дополнения
— Помимо отравления датчика кислорода он может выйти из строя еще по целому ряду причин. Например.
Использование некачественного топлива — примеси в топливе могут оседать на датчике, что приводит к его загрязнению.
Перегрев датчика — чрезмерно высокие температуры могут повредить чувствительный элемент датчика.
— Состав топливовоздушной смеси, при котором происходит наиболее полное ее сгорание в двигателе, называется стехиометрическим. Это соотношение 14.7/1 (14.7 частей воздуха и 1 часть топлива). Его устанавливает контроллер, ориентируясь на показания датчика кислорода. Еще одно название стехиометрического состава топливной смеси – Лямбда, поэтому датчик кислорода называется Лямбда-зонд.
Еще статьи по ЭСУД двигателя автомобиля
— Датчик детонации ЭСУД двигателя 2111 ВАЗ 2113, 2114, 2115
— Разновидности ЭСУД двигателя 2111 автомобилей ВАЗ
— Признаки неисправности датчика температуры ДТОЖ ЭСУД
— ЭБУ ЭСУД (контроллер) Bosch MP7.0 автомобилей ВАЗ 2113, 2114, 2115
— Признаки (симптомы) неисправности адсорбера
— Датчик кислорода ЭСУД двигателя ВАЗ 2113, 2114, 2115