Как известно адсорбер является элементом системы улавливания паров бензина (СУПБ) инжекторного двигателя.
Такая система имеется в электронных системах управления (ЭСУД) двигателя, рассчитанных на выполнение норм токсичности ЕВРО-2, ЕВРО-3. Которые напрямую запрещают контакт полости бензобака с атмосферой. И требуют дожигать имеющиеся там пары топлива (бензина) в двигателе. А не выбрасывать их в окружающую среду. И не загрязнять ее.
Управляет продувкой адсорбера специальный клапан (клапан адсорбера). Он срабатывает по команде контроллера (ЭБУ ЭСУД). То есть является одним из исполнительных устройств этой системы.
Признаки неисправности клапана продувки адсорбера
Неисправность клапана адсорбера (клапана продувки адсорбера) в автомобиле может проявляться следующими признаками (симптомами).
1. Заметное увеличение расхода топлива.
Неисправный клапан продувки адсорбера может как попало регулировать подачу паров топлива из адсорбера в двигатель. Что в некоторых случаях может привести к увеличению расхода топлива.
2. Неустойчивая работа двигателя на холостом ходу.
Если клапан заклинивает или работает некорректно, это может вызывать нестабильные обороты двигателя на холостом ходу, вплоть до его остановки.
3. Выскакивает ошибка в системе управления двигателем.
В случае выхода из строя клапана адсорбера в комбинации приборов на передней панели автомобиля загорается лампа «Проверь двигатель» (Check Engine). Так как клапан является частью ЭСУД и его состояние постоянно мониторится контроллером.
Практически всегда неисправность клапана адсорбера часто приводит к появлению ошибок, связанных с системой улавливания паров топлива (например, ошибка P0441 (плохая продувка системы улавливания паров бензина). Либо возможны другие ошибки, связанные с EVAP (СУПБ)-системой.
Следует учитывать, что ошибка P0441 может появиться так же при закупорке трубок (шлангов) системы СУПБ (системы улавливания паров бензина) или их негерметичности.

4. Появляется 3апах бензина в салоне автомобиля или возле него.
Если клапан продувки не закрывается по причине неисправности, пары топлива могут выходить наружу из адсорбера. И это вызывает характерный запах бензина. Это довольно распространенный признак неисправности клапана продувки адсорбера.
5. Появляется хорошо ощутимое снижение мощности и приемистости двигателя.
Неправильная работа клапана может нарушить баланс топливовоздушной смеси, что приведет к потере мощности. Что водитель ощущает по отклику от нажатия на педали газа.
6. Возникают проблемы с запуском двигателя автомобиля.
В некоторых случаях неисправный клапан может затруднять запуск двигателя, особенно после длительной стоянки.
7. Появляются заметные шумы или стуки со стороны адсорбера.
Если этот клапан изношен или подклинивает, то он может издавать щелчки, стуки или другие посторонние звуки.
8. Возникает увеличение выше нормы давления в топливном баке.
Как следствие при открытии крышки топливного бака может ощущаться шипение из-за избыточного давления. В некоторых случаях указывает на проблемы с системой вентиляции, включая клапан адсорбера. В других случаях такое шипение не является неисправностью. Например, в теплую погоду или после движения автомобиля по неровностям.
Когда присутствует хотя бы один, либо сразу несколько из перечисленных признаков, не будет лишним провести проверку клапана продувки адсорбера, самого адсорбера и всей системы EVAP (СУПБ).

Примечания и дополнения
— Как работает клапан продувки адсорбера?
При работе двигателя с повышенной частотой вращения коленчатого вала блок управления (ЭБУ) дает команду на открытие клапана продувки адсорбера (режим продувки адсорбера). При этом в адсорбер поступает дополнительный воздух через штуцер подвода воздуха продувки (AIR). В адсорбере он смешивается с парами топлива. Под действием разряжения смесь воздуха и паров по трубке высасываются из адсорбера на штуцер в дроссельном узле, и далее попадает через ресивер в цилиндры двигателя. Где и дожигается.
Блок управления регулирует степень продувки адсорбера (включая и выключая клапана продувки адсорбера) в зависимости от режима работы двигателя.
— Адсорбирование – поглощение газов твердыми или жидкими телами.
— Условия включения клапана продувки адсорбера.
1. Температура охлаждающей жидкости выше определенного значения (75 гр. С);
2. Система управления топливоподачей работает в режиме обратной связи по датчику кислорода;
3. Дроссельная заслонка открыта более чем на 4%, но не более чем на 99%;
4. Двигатель работает не в режиме отключения топливоподачи;
5. Система топливоподачи исправна.
Еще статьи по ЭСУД автомобилей ВАЗ
— Признаки (симптомы) неисправности адсорбера
— Признаки (симптомы) неисправности регулятора давления топлива
— Схема системы улавливания паров топлива двигателя 2111 (Евро 2)
— Нет давления в топливной рампе, причины
— Система питания двигателя 2111 ВАЗ 2113, 2114, 2115. Схема.
— Система улавливания паров бензина — СУПБ двигателя 11183