На автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099 с карбюраторным двигателем, установленный в комбинации приборов спидометр — механический.
Мало того, что он приводится в действие гибким валом от механического привода, установленного в коробке передач, но еще и он сам состоит из шестеренок.
Поэтому все его неисправности связаны с механикой, но ни как не с электрикой (неисправности электронного спидометра — тема отдельной статьи).
На примере такого механического спидометра карбюраторной девятки рассмотрим как вычислить причину его неисправности в случае поломки и отказа демонстрировать водителю показания скорости.
Признаки неисправности спидометра
— Стрелка спидометра постоянно на нуле и даже не дергается
— Стрелка спидометра дергается и пытается упасть несмотря на постоянную скорость
— Спидометр откровенно врет (по ощущениям уже едем 100 км/ч, а на на нем 60 км/ч)
— Из-под панели приборов слышен пугающий шум непонятного происхождения (не громкий, но сразу заставляющий насторожиться)
Причины неисправности механического спидометра ВАЗ 2109 (2108, 21099)
В большинстве случаев в случае отказа спидометра нужно искать причину неисправности в его приводе, так как сам прибор довольно надежен и выходит из строя в большинстве случаев после сильного удара.
1. Отвернулись гайки крепления наконечников троса его привода.
В результате квадратный наконечник троса проскальзывает в своем гнезде не давая возможности шестеренкам спидометра провернуться. Стрелка его будет скакать или падать на ноль.
Отвернуться эти гайки могли от вибрации и если если забыли затянуть после ремонта. Необходимо отсоединить комбинацию приборов и подтянуть гайку крепления верхнего наконечника троса, а потом на коробке подтянуть гайку крепления его нижнего наконечника.
Затягиваются они «от руки», ни каких ключей и приспособлений для затяжки применять не нужно. После затяжки проверяем работу спидометра прогнав автомобиль на разных скоростях.
2. Износ пары наконечник троса привода — его посадочное гнездо.
Проще говоря «слизались» квадраты наконечников или «разбиты» их гнезда в спидометре или приводе на коробке.
Возможно пришлось долго покататься с незатянутыми гайками наконечников троса привода и эти самые наконечники, получив свободу перемещения, разбили гнезда и сами «слизались».
В такой ситуации диагностировать неисправность поможет только визуальный осмотр. Если в его ходе выяснено, что износ и повреждение деталей имеет место, необходимо заменить трос привода спидометра на новый. В большинстве случаев это помогает восстановить работоспособность спидометра, даже не смотря на разбитые гнезда. В особо запущенном случае, конечно, придется заменить сам спидометр и привод на коробке.
3. Гибкий вал привода спидометра оборван.
В результате крутящий момент с привода не подается на спидометр и он ни чего не показывает.
Для диагностики неисправности необходимо демонтировать трос привода спидометра с автомобиля и вытащить его гибкий вал из оболочки. В случае обнаружения разрыва, трос привода под замену.
4. Сам спидометр вышел из строя.
Если ни чего из перечисленного выше не помогло восстановить работоспособность спидометра, то его необходимо заменить. Он продается в виде отдельного прибора и его можно без особых усилий установить в панель приборов, так как он крепится к ней всего на двух винтах.
Примечания и дополнения
— Один оборот колеса = один оборот вала спидометра = 1 метр пройденного пути.
Еще статьи по автомобилям ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Масло на приводе спидометра, причины появления
— Откуда берется масло под ногами водителя?
— Распиновка комбинации приборов ВАЗ 2108, 2109, 21099 с низкой панелью
— Замена масла в коробке передач автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Датчик скорости (ДС) ВАЗ 21083, 21093, 21099 инжектор
— Сколько зубьев в приводе спидометра ВАЗ 2108, 2109, 21099