Снятый с двигателя автомобиля стартер можно предварительно проверить на наличие неисправностей, без использования специального оборудования.
Необходимость в такой проверке может возникнуть при покупке б/у стартера, когда ни чего не известно о его состоянии. Или, если вдруг возникла неисправность стартера (например, он не крутит или крутит слишком медленно), а выявить ее причину без снятия не удалось.
Сразу следует сказать, что точно выяснить, что со стартером не так, можно только разобрав его и отдельно проверив его детали, либо применив специальное оборудование. Но, даже такая простая предварительная проверка, в большинстве случаев может помочь понять что к чему.
Проведем ее на примере стартера 29.3708 автомобиля ВАЗ 2109 (2108, 21099).
Для проверки нам понадобятся два провода длиной 40-50 см. Один потолще, другой по тоньше. И более-менее заряженная АКБ.
Предварительная проверка исправности снятого с двигателя автомобильного стартера
1. Проверяем внешний вид стартера.
В первую очередь необходимо проверить чистоту клемм на тяговом (втягивающем) реле стартера. На них не должно быть грязи и сильного окисления. Помимо этого проверяем надежность крепления втягивающего реле на корпусе стартера, наличие оси и шпильки рычага его привода. См. фото в начале статьи.
2. Проверяем бендикс стартера.
Шестеренка бендикса не должна иметь сильного разрушения зубцов.
И должна вращаться только в одну сторону. Рукой крутим ее по часовой стрелке, она не должна вращаться. Против часовой — должна прокручиваться. Если она крутится в обеих направлениях, то бендикс неисправен и подлежит замене. В чем причина такого ее поведения? Расположенные в пазах внутри обгонной муфты ролики и поджимающие их плунжеры в идеале должны препятствовать проворачиванию шестеренки бендикса против часовой стрелки. Но, на стартерах с длительным сроком эксплуатации, происходит возрастной износ этой конструкции. В результате шестеренка крутится во всех направлениях не давая провернуться маховику. См. «Проверка исправности бендикса автомобильного стартера».
3. Проверяем работу стартера.
Кладем стартер на двигатель. Это будет «масса». Присоединяем толстый провод одним концом к плюсовому выводу аккумуляторной батареи, а другим на верхнюю клемму втягивающего реле стартера. Это будет «плюс».
Присоединяем тонкий провод одним концом так же к плюсовому выводу АКБ. Другим концом касаемся вывода обмоток втягивающего реле стартера.
При касании стартер должен сработать. При чем срабатывание должно быть резким и мощным. Сначала должен быть щелчок втягивающего, а потом внезапное выбрасывание бендикса вперед и энергичное прокручивание шестеренки привода.
Если все так, то стартер исправен. Если он не крутит или крутит вяло, проверяем сам стартер без втягивающего, что бы локализовать возможную неисправность.
Для этого касаемся толстым проводом нижней клеммы втягивающего реле стартера (так мы исключим втягивающее из электрической цепи). Исправный стартер должен сработать. То есть энергично прокрутить шестеренку бендикса без выбрасывания ее вперед (втягивающее ведь у нас при такой проверке не работает). Если и в этом случае стартер не крутит как надо, то разбираем его и проводим полную проверку. Так возможно у него стерлись щетки или загрязнен коллектор якоря, или «пробиты» обмотки. Либо имеется сразу несколько проблем.
Примечания и дополнения
— Существует еще одна проверка стартера — без снятия его с двигателя. Ее можно провести перед проверкой со снятием. См. «Быстрая проверка исправности стартера».
Еще статьи по автомобильному стартеру
— Почему стартер плохо крутит при заряженном аккумуляторе?
— Признаки (симптомы) подгорания коллектора якоря стартера
— Проверка обмоток стартера на короткое замыкание и обрыв
— Как снять стартер на автомобиле ВАЗ 2108, 2109, 21099?
— Замена бендикса (привода) стартера ВАЗ 2108, 2109, 21099