Проверка и ремонт системы ЭПХХ карбюратора 2108, 21081, 21083 Солекс

ЭПХХ СолексСистема экономайзера принудительного холостого хода карбюратора 2108, 21081, 21083 Солекс и его модификаций предназначена для  принудительного отключения подачи топлива в цилиндры двигателя через систему холостого хода карбюратора при торможении двигателем (движении по инерции с включенной передачей и полностью отпущенной педалью «газа»).

Она, также, предотвращает попадание топлива в двигатель, после его остановки, тем самым не допуская его работы с выключенным зажиганием (калильное зажигание).



Признаки неисправности системы ЭПХХ карбюраторов 2108, 21081, 21083 Солекс

— Отсутствует или неустойчивый холостой ход. Двигатель глохнет или работает с перебоями

— Двигатель глохнет на режиме торможения двигателем (при движении по инерции с включенной передачей и полностью отпущенной педалью «газа»). 

— Двигатель глохнет при резком сбросе газа на оборотах выше средних (2000 и выше) .

— После остановки и выключения зажигания происходит несколько вспышек в цилиндрах (дизелинг).

 

Причины неисправности системы ЭПХХ

— Неисправен злектромагнитный клапан.
— Неисправен блок управления электромагнитным клапаном.
— Окислился, загрязнен или поврежден контакт винта «количества» топливной смеси.
— Повреждены соединительные провода или окислились их наконечники.
— Соскочили разъемы соединительных колодок.

 

Инструменты для ремонта

— Ключ рожковый на 13 мм.
— Отрезок провода 0,5 метра.
— Тахометр.
— Вольтметр.
— Омметр.

Или один мультиметр или автотестер, который может работать во всех этих режимах.

 

Проверка и ремонт электромагнитного клапана карбюратора Солекс

ЭМК 2108 Солекс
электромагнитный клапан карбюратора 2108, 21081, 21083 Солекс

 

1. Снимаем наконечник провода с электромагнитного клапана.

2. Включаем зажигание.

3. Надеваем наконечник провода обратно.

4. Должен быть слышен щелчок от срабатывания клапана


Если щелчка нет, тогда отрезком провода соединяем плюсовую клемму аккумуляторной батареи и вывод электромагнитного клапана. Щелчок есть — клапан исправен, но неисправны блок управления или соединительные провода. Щелчка нет — неисправен сам клапан и подлежит замене.

Это электромагнитный клапан карбюратора 21083 «Солекс». У него на жиклере стоит маркировка 41.

устройство электромагнитного клапана
ЭМК 21083

 

А это электромагнитный клапан карбюратора 2108, 21081 «Солекс». Он несколько иной формы и на топливном жиклере у него уже маркировка 42.

ЭМК 2108, 21081, Солекс
ЭМК 2108

 

Оба клапана взаимозаменяемы.

Помимо этого, можно проверить исправность электромагнитного клапана и правильность его установки сняв, на работающем на холостом ходу двигателе, наконечник провода с вывода клапана. Двигатель должен заглохнуть. Если он не заглох, то может быть зависла игла в клапане или он не до конца завернут.

Клапан выворачиваем, вынимаем из него топливный жиклер, проверяем подвижность его иглы. Заворачиваем клапан обратно рукой, провод на него пока не надеваем, запускаем двигатель и дальше продолжаем заворачивать его уже рожковым ключом. Заворачиваем медленно и до тех пор, пока двигатель не начнет глохнуть. Далее надеваем на вывод электромагнитного клапана провод — двигатель должен нормально заработать, а после отсоединения провода глохнуть. Подробнее см. «Особенности установки электромагнитного клапана Солекс».

Возможно возникнет необходимость слегка по вращать клапан ключом взад — вперед (с надетым наконечником провода) для того чтобы добиться более устойчивой работы двигателя.

Ремонт клапана, в случае его неисправности, проводить не нужно. Неисправный клапан меняем на новый.

 

Проверка и ремонт блока управления системы ЭПХХ карбюратора Солекс

1. Берем вольтметр и соединяем один его вывод с выводом электромагнитного клапана, а другой вывод с «массой» автомобиля ( в роли «массы» может выступать кузовная деталь, металлическая часть двигателя или «минус» АКБ ).

2. Подсоединяем тахометр.

3. Запускаем двигатель и смотрим на вольтметр.

4. На холостом ходу напряжение должно быть не менее 10 В (равно бортовому).

5. Увеличиваем частоту вращения коленчатого вала двигателя до 4000 об/мин и резко сбрасываем.

Можно нажимая на педаль «газа» или вращая рукой рычаг управления дроссельной заслонкой.

6. При сбросе оборотов до 1900 об/мин напряжение должно упасть до 0,5 в, а при уменьшении ниже 1900 об/мин опять вырасти минимум до 10 в.

Если этого не происходит — неисправен блок управления ЭПХХ

проверка эпхх Солекс
проверка работы системы ЭПХХ карбюратора Солекс при помощи вольтметра (мультиметра) — показания прибора при работе на холостом ходу с не нажатой педалью «газа» и закрытыми дроссельными заслонками

Ремонт блока управления заключается в его замене на новый.

Не стоит упускать из виду, что существует несколько разновидностей блока управления, применяемых на разных автомобилях с карбюратором Солекс. Пороги срабатывания у них разные.

Например, некоторые модификации блока:

5003.3761- применяется на автомобилях ВАЗ 2108,2109, 21099, «Таврия» отключает клапан при оборотах выше 2100, включает при 1900 об/мин.

502.3761- применяется на автомобилях «Москвич» 2141 с карбюратором Солекс, выключает клапан от 1500, включает при 1250.

5013.3761- автомобилей ВАЗ 2104, 2105, 2107, 2121 с карбюратором Солекс, выключает выше 1900, включает ниже 1700 об/мин.

 

Проверка и ремонт винта «количества» топливной смеси карбюратора Солекс

При подозрении на неисправность винта «количества» (окислился или поврежден контакт, переломан провод винта) необходимо провести его проверку.
— Подключаем вольтметр к ЭМК карбюратора, так же как и при проверке блока.
— Запускаем двигатель.
— Устанавливаем обороты в пределах 2200-2300 об/мин.

— Отсоединяем наконечник зеленого провода ведущего к винту «количества»,  замыкаем его на «массу» и потом наоборот размыкаем.

При замыкании на массу должно наблюдаться падение напряжения (ЭМК обесточивается), при размыкании увеличение до напряжения бортовой сети (ЭМК под напряжением).

винт количества 2108
винт регулировки «количества» топливной смеси карбюратора 2108, 21081, 21083 Солекс

 

Ремонт винта заключается в зачистке от коррозии и грязи его контакта или замене самого винта или его провода новым.

Подробнее про винт «количества» его принцип действия и проверку см. «Датчик-винт ЭПХХ Солекс, проверка, ремонт».

 

Проверка и ремонт соединительных проводов системы ЭПХХ

— Визуально осмотрите провода на предмет обрыва или перелома.
— Снимите колодку с блока управления и замерьте напряжение на выводе 4 . Должно быть не менее 10 в.
— Зачистите наконечники проводов от окисления.
— Проверьте надежность посадки соединительных колодок.
— При более тщательной проверке, используя схему,  прозвоните соединительные провода мультиметром, поочередно отсоединяя их из колодок.

Ремонт проводов заключается заменой поврежденных новыми.

Еще пять статей по карбюраторам Солекс

— Схема карбюраторов 2108, 21081, 21083 Солкс

— Экономайзер принудительного холостого хода карбюратора Солекс 2108, 21081, 21083, устройство, принцип действия

— Неустойчивый холостой ход двигателя автомобиля с карбюратором 2108, 21081, 21083 Солекс

— Регулировка оборотов холостого хода двигателя автомобиля с карбюратором 2108, 21081, 21083 Солекс

— «Троит» двигатель, причины

Проверка и ремонт системы ЭПХХ карбюратора 2108, 21081, 21083 Солекс: 22 комментария

  1. Да пожалуйста.
    И Вам спасибо за материалы по работе и ремонту карбюратора! Очень полезный сайт! Завтра проверю винт качества.. Только провод ведущий к нему замкнуть на массу как? Там пласмассовая клейма наконечник отодвигается наверно? Если нет, то кусок провода внутрь вставить.?

  2. Наиль, напряжение 14 В на холостом ходу это нормально. Но, вот, что не падает при повышении оборотов может свидетельствовать о неисправности блока управления. Или отсутствия контакта («массы») на наконечнике винта регулировки «количества» смеси. Так как если «масса» есть (педаль дросселя не нажата) — блок подает напряжение на клапан — его игла втягивается — есть холостой ход и наоборот: «массы» нет (педаль нажата) — блок напряжение на клапан не подает — его игла запирает подачу топлива через топливный жиклер СХХ — холостого хода нет. Вольтметр нужно подключать так же как и при проверке блока — плюсом к выводу ЭМК. Спасибо за комментарий, с вашей подачи мы немного поменяли текст статьи, чтобы было понятнее.

  3. Здравствуйте!

    Проверил по вашему блок управления системы ЭПХХ . Не работает! Напряжение на холостом ходу, на клеме электро клапана около 14 вольт. При увеличении оборотов Каленвала напряжение не понижается..
    Теперь хочу проверить винт количества смеси. Уточните пожалуйста, вольтметр также подключен должен быть на клемме электро клапана?!! И провод винта замыкаем на массу? Правильно?!!

    Спасибо.

  4. Очень хорошо, что проблема решена. Такой вот видимо вариант «доработки» системы ЭПХХ у вас был.

  5. Здравствуйте. Писал я 23.03.2017 о клапане ЭПХХ, на который питание шло со снятым разъёмом блока ЭПХХ, было подозрение на запитку электроклапана напрямую — так и оказалось, под резиновым кожухом разъёма входящего в монтажный блок умельцы сделали от плюсового провода перемычку. Убрал её, подключил к новому блоку ЭПХХ, проверил — клапан срабатывает теперь как положено по схеме.

  6. Схема электрических соединений ЭПХХ есть на этой странице сайта. По схеме действительно провод на клапан идет с блока. Потому очень странно, что клапан работает со снятым разъемом с блока. В ряде случаев клапан запитывают от катушки зажигания (напрямую), исключая блок из цепи. Тогда он постоянно включен (игла втянута). Возможно в вашем случае его запитали аналогичным образом откуда-то еще.

  7. Здравствуйте. Автомобиль ВАЗ 21093 1991 г.в., карбюратор Солекс. Проверял недавно блок ЭПХХ — оказалось он сгоревший и похоже поддельный, купил новый. Но обратил внимание на то, что электроклапан при включении зажигания срабатывает и с надетым разъёмом на блок и со снятым, то есть вообще без блока ЭПХХ. По схеме провод должен идти с клапана транзитом через монтажный блок прямо на разъём блока ЭПХХ. Поэтому я так думаю, что кто-то мог «модернизировать» схему и запустить плюс сразу на клапан, так получается? Прибором звонил цепи питания клапана — есть связь по плюсу со снятыми разъёмами на клапане и на блоке. Визуально никаких перемычек нет, остаётся наверное только монтажный блок проверить или проложить новый провод и не париться?.

  8. Доброе утро!

    Вот что значит трезвый взгляд, подход на вещи!!! Всё доходчиво…изложенно.
    Спасибо за Ваш ответ.

    Будем приводить в чувство экономическую топливную систему и не только…!))

    О результатах сообщу в комментариях.

  9. Да, правильно. Топливо льется в двигатель через систему ХХ постоянно, на всех режимах (не только на холостом ходу, как положено). От этого и перерасход. А надо так. Электронный блок ЭПХХ получает сигнал, что педаль нажата через тот самый провод на винт количества (минусовая цепь разрывается). И обесточивает ЭМК. Его игла запирает отверстие в топливном жиклере СХХ. Подача топлива через СХХ прекращается. Расход топлива падает, смесеобразование улучшается.

  10. Ну да, расход по городу повышен, мягко говоря… Ну система экономайзера принудительного холостого хода должна работать. Винт реагирует на регулировку. Но он не подключен на электронный блок управления системой ЭПХХ! А значит электромагнитный клапан не срабатывает в нужные моменты?!! Правильно понимаю?

  11. Скорее всего у вас просто не работает система ЭПХХ или выполнена несколько по иному. На работе двигателя отключенная система ЭПХХ скажется некоторым повышением расхода топлива в городском режиме. А винт, он просто приоткрывает дроссельную заслонку и может работать и без всякого провода, провод нужен только для ЭПХХ.

  12. Добрый вечер!

    У меня на карбюраторе вообще отключен провод на датчик винт количества топливной смеси!!!! Как это может влиять на работу двигателя?!! Расход бензина высокий; город -14-15 л.; трасса — 5-6 л., норм.

    Спасибо за советы по регулировкe электро клапана ХХ , полезная публикация.

  13. Добрый день, у меня был карбюратор Дааз, поставил Солекс! Вопрос подключения ЭПХХ по распиновке контактов остаться прежнее или есть разница, посмотрев вашу схему ЭПХХ, у меня из 7- ми контактов задействованы 5 и подключены иначе, с 2 по 5 ?!

  14. Добрый день, у меня был карбюратор Дааз, поставил Солекс! Вопрос подключения ЭПХХ по распиновке контактов остаться прежнее или есть разница, посмотрев вашу схему ЭПХХ, у меня из 7- ми контактов задействованы 5 и подключены иначе, с 2 по 5 ?! Спасибо Николай г.Сыктывкар

  15. За 2 месяца 3 блока ЭПХХ вышли из строя. В чем причина понять не могу, грешу на качество блоков ЭПХХ.

  16. Пожалуйста, всегда готовы помочь,, заходите к нам почаще. Будем рады.

  17. спасибо вам огромное!!!
    так все подробно,удобно и очень понятно на вашем сайте!
    любой новичок даже все поймет
    случайно напал на ваш сайт и очень остался доволен!вы мне очень помогли!
    спасибо!!!!

  18. Хороший сайт. Полезная информация. Мне много чего помог. Спасибо.

  19. Огромное спасибо!! Очень помог материал!

  20. Ой благодарю вас за этот чудесный сайт и информацию, как меня уже заеб** случай на перекрестке едеш, останавливаешься и машина глохнет на перекрестке когда педаль газа отпущена.
    Кто что подсказывал, свояк посоветовал тут читануть, прочитал, проверил вроде ЭПХХ блок мозги парит, решил прикупить новый 180 рублей всего, поменял, забыл про проблему. Супер сайт!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *