Признаки (симптомы) неисправности системы ЭПХХ Солекс

Признаки (симптомы) неисправности системы ЭПХХ СолексКарбюратор Солекс оборудован системой экономайзера принудительного холостого хода (ЭПХХ).

Она позволяет отключать подачу топлива в двигатель на режиме принудительного холостого хода — ПХХ, а так же пресекает подачу бензина в двигатель после выключения зажигания (предотвращение т.н. дизелинга).

Неисправность системы ЭПХХ можно самостоятельно диагностировать по нескольким характерным признакам. Перечислим их в виде списка с пояснениями и рекомендациями по устранению. На примере системы ЭПХХ карбюратора Солекс 21083, что ставится на двигатель 21083 автомобилей ВАЗ 21083, 21093, 21099.

Признаки (симптомы) неисправности системы ЭПХХ Солекс

1. Двигатель автомобиля не запускается или запускается но с трудом.

При включении зажигания игла внутри электромагнитного клапана (ЭМК) должна втянуться вовнутрь и открыть подачу бензина через топливный жиклер системы холостого хода (СХХ), расположенный в наконечнике этого клапана. Это необходимо чтобы бензин начал поступать в СХХ и двигатель запустился. Если система ЭПХХ неисправна, то клапан может не сработать и при пуске двигатель останется без бензина. В первую очередь это касается запуска прогретого двигателя, так при его пуске в основном участвует только система холостого хода.

ЭМК ЭПХХ Солекс 2108, 21081, 21083
Засорившийся топливный жиклер СХХ, подклинивающая игла, неисправный ЭМК ЭПХХ могут быть причинами отказа двигателя автомобиля запускаться
2. Рывки и подергивания при движении автомобиля.

В случае неисправности датчика-винта двигатель автомобиля будут иметь место рывки в работе двигателя при движении автомобиля. Попутно, возможно, двигатель будет глохнуть на ПХХ.

Датчик-винт можно проверить. См. «Проверка датчика-винта ЭПХХ карбюратора Солекс».

проверка винта-датчика
Если при оборотах 2100-2200 об/мин замкнуть зеленый провод винта на «массу», напряжение должно упасть до минимума — ЭМК обесточен
3. Двигатель глохнет во время движения автомобиля при сбросе «газа».

ЭПХХ Солекс отключает подачу топлива в двигатель в тот момент, когда дроссельные заслонки закрываются, а обороты коленчатого вала при этом выше 2100 об/мин. (как раз в ту секунду, когда водитель отпустил педаль газа при переключении передач или решил ехать с включенной передачей  на определенной скорости — накатом).  В этот момент в работе двигателя наступает т. н. режим принудительного холостого хода (ПХХ) во время которого мотор не ест бензин, а коленчатый вал крутится за счет крутящего момента, передаваемого от колес через трансмиссию на его маховик.

При падении оборотов до 1900 об/мин ЭПХХ возобновляет подачу топлива через СХХ карбюратора, чтобы не дать двигателю заглохнуть.

Но если ЭПХХ не работает, двигатель будет глохнуть при сбросе газа так как в одном случае не отключится подача топлива на режиме ПХХ и свечи зальет, а в другом не возобновиться подача топлива через СХХ, при снижении оборотов, и ему попросту неначем будет работать.

Аналогичная неисправность может возникнуть и при засорении системы холостого хода карбюратора. Это нужно учитывать при диагностике неисправностей ЭПХХ.

См. «Карбюраторный двигатель глохнет при сбросе газа, причины».

4. Дизелинг (калильное зажигание).

Дизелинг — это термин (от англ. dieseling) обозначающий самопроизвольную работу двигателя автомобиля на малых оборотах холостого хода после выключения зажигания. При чем эта работа крайне нестабильная, продолжающаяся несколько секунд (иногда больше). Двигатель дергается и глохнет.

Происходит это потому, что после выключения зажигания в двигатель попадает бензин, например, если по каким-то причинам не закрылся электромагнитный клапан ЭМК ЭПХХ. И он воспламеняется около прогретых участков камеры сгорания, заставляя поршни сделать еще несколько ходов.

Для устранения неисправности необходимо добиться чтобы игла клапана ЭМК, после выключения зажигания, должна полностью перекрывать топливный жиклер холостого хода, что бы бензин из СХХ не попадал в двигатель и не провоцировал дизелинг. Пример такой проверки: «Проверка электромагнитного клапана (ЭМК) карбюратора 21073 Солекс».

Топливный жиклер СХХ Солекс с ЭМК
Обломанная игла клапана ЭМК ЭПХХ — частая причина дизелинга, а отсутствие уплотнительного кольца — причина плохого запуска и троения двигателя из-за подсоса воздуха

Таким образом обнаружив перечисленные признаки можно смело проверять работоспособность системы ЭПХХ и при обнаружении неисправности устранять ее. Подробно о всех нюансах этой работы см. «Проверка и ремонт системы ЭПХХ карбюратора 2108, 21081, 21083 Солекс».

Схема ЭПХХ Солекс 2108, 21081, 21083
Схема системы ЭПХХ — экономайзера принудительного холостого хода карбюратора Солекс 2108, 21081, 21083

Примечания и дополнения

— Даже если система ЭПХХ исправна и работает как положено, при неисправной системе холостого хода (СХХ) двигатель все равно будет глохнуть при сбросе газа или плохо запускаться. Все потому, как уже сказано ранее, снижение оборотов ниже 1900 об/мин, при закрытых дроссельных заслонках, вызовет отключение ЭПХХ и подачу топлива через СХХ. А так как, например, жиклеры и каналы СХХ карбюратора засорены и не пропускают топливную смесь, то у двигателя наступит топливное голодание и возникнет провал в его работе, после которого он попытается заглохнуть.

По быстрому, самостоятельно восстановить работоспособность СХХ можно прочистив ее аэрозолем-очистителем карбюратора. Особенности такой прочистки «Прочистка системы холостого хода карбюратора Солекс 2108, 21081, 21083».

Еще статьи по системе экономайзера принудительного холостого хода (ЭПХХ) карбюратора Солекс

— Блок управления ЭПХХ карбюратора Солекс

— Настройка системы холостого хода карбюратора Солекс

— Не работает система холостого хода карбюратора Солекс

— Троит двигатель, причины неисправности

— Схема системы ЭПХХ карбюратора 2108, 21081, 21083 Солекс

— Признаки и причины неисправности топливного жиклера СХХ Солекс

Подписывайтесь на нас!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.