Проверка исправности распредвала (распределительного вала) двигателя автомобиля состоит в определении величины износа его шеек и кулачков и биения при вращении.
Рассмотрим как проводится такая проверка и можно ли ее выполнить самостоятельно. В качестве примера возьмем двигатель 21083 (1,5 л., 8 клапанов) с распредвалом 2108 как базовый для большинства переднеприводных автомобилей ВАЗ, рассматриваемых на нашем сайте.
1. Проверка кулачков распределительного вала (распредвала) двигателя.
Проверка кулачков распределительного вала производится в ходе визуального осмотра. На них не должно быть сколов, задиров и глубоких царапин. При небольших повреждениях кулачки можно отшлифовать, при серьезных — распределительный вал подлежит замене.
Помимо этого необходимо проверить высоту кулачков. С помощью микрометра. Износ более 0,5 мм — повод к замене распредвала на новый или заведомо исправный. Так как, в противном случае, будет увеличен зазор между толкателем клапана кулачком. Если этот зазор больше нормы, наполнение цилиндра и его вентиляция ухудшится. Двигатель будет работать как попало.
2. Проверка шеек распредвала двигателя.
На двигателях автомобилей ВАЗ с большим пробегом износ шеек и кулачков распределительного вала довольно часто встречающаяся неисправность. Признаком такой неисправности является появление стука под клапанной крышкой при работе двигателя на холостом ходу.
Измерить диаметр шеек распредвала можно с помощью микрометра. Вот значения таких измерений для распредвала 2108 двигателя 21083.
Диаметр шеек распредвала
24,915-24,931 мм
Помимо износа шеек распредвала на них могут иметься риски и царапины. Которые свидетельствуют о том, что двигатель какое-то время работал в режиме «масляного голодания». Либо, что масло залитое в него грязное и давно не менялось. Если риски слишком глубокие, распределительный вал следует заменить.
3. Проверка биения распредвала.
Биение возникает результате износа опор распредвала (в корпусе и головке блока) или механической деформации вала. Оно негативно сказывается на работе всего клапанного механизма. Проверку биения проводим при помощи специального приспособления — индикатора, на призмах.
Если есть подозрение, что распредвал деформирован, его можно выпрямить на прессе. Если же биение возникает по причине износа шеек и отверстий в из опорах, то проверяем зазор между шейками и опорами. Способами описанными далее.
4. Проверка зазоров между шейками и корпусом распределительного вала.
Для определения зазора между шейками распределительного вала и опорами в которых они вращаются можно использовать тонкий отрезок пластмассы, свинца или олова. Порядок действий будет следующий.
Очищаем шейки распредвала и опорные поверхности в головке блока от грязи и масла.
Извлекаем толкатели клапанов из посадочных отверстий в головке блока.
Укладываем распределительный вал в опоры в головке блока.
Кладем на шейку распредвала отрезок пластмассы (свинца, олова).
Устанавливаем на распредвал корпус подшипников.
Затягиваем гайки его крепления моментом 2,2 кгс.м (21,6 Н.м).
Снимаем корпус распредвала.
Измеряем при помощи микрометра толщину сплющенного отрезка пластмассы (свинца, олова). Оптимальная толщина должна составлять 0,069 — 0,11 мм. Предельно допустимая — 0,2 мм.
Помимо этого способа можно проверить зазор между опорами и шейками распредвала при помощи нутромера и микрометра. Нутромером измеряем диаметр отверстий опор, а микрометром диаметр шеек. После чего производим вычитание и определяем величину зазора.
Номинальный диаметр шеек распредвала
24,915-24,931 мм
Номинальный диаметр отверстий под подшипники распредвала
25,000-25,025 мм
5. Проверка сальника распредвала.
Основной признак вышедшего из строя сальника распредвала — это течь моторного масла из-под него по поверхности двигателя со стороны привода ГРМ.
Причин у течи моторного масла под сальник распредвала может быть несколько. Например, износ рабочей поверхности самого сальника (срок их службы 40-50 тыс. км пробега при условии, что изделие качественное). А так же износ рабочей поверхности под сальник на распредвалу (возрастной или при наличии рисок и царапин от неаккуратной предыдущей замены).
Помимо этого течь масла возможна при повышенном давлении в картере двигателя по причине износа поршневой или засорения системы вентиляции и пр.
Изношенный сальник необходимо заменить. См. «Замена сальника распределительного вала двигателя автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099».

Таким образом, исходя из перечисленного выше можно сделать вывод, что определенные действия по проверке исправности распределительного вала двигателя можно предпринять самостоятельно. Например, измерение зазора между шейками распредвала и их опорами или оценка состояния кулачков и шеек распредвала. Другие же проверки потребуют специальных приспособлений — микрометра, индикатора. И если они есть, то можно проверить распредвал в гараже. Если же их нет, то придется нести распредвал в специализированную мастерскую
Примечания и дополнения
— Помимо проверки непосредственно распределительного вала двигателя не будет лишним обратить внимание на отверстия каналов подведения моторного масла к его шейкам. Они должны быть чистыми. Если в них имеются отложения, то их следует удалить. Так как забитые отверстия не позволят маслу поступать к шейкам коленвала и смазывать их. А работа в режиме «масляного голодания» приведет к их быстрому износу.
— Так же необходимо провести тщательный осмотр корпусов подшипников распредвала (на двигателе 21083 их два). Если на корпусе будет обнаружена трещина, то придется заменить корпус и головку блока двигателя. Чаще всего трескается его задняя часть. Обычно при затяжке гаек ее крепления. См. «Треснул корпус подшипников распределительного вала двигателя».
Так как на заводе обработка (проточка) подшипников распределительного вала производится при установленном на головку блока корпусе подшипников (заодно пастелей в головке и в корпусе), то ставить новый (отдельно купленный) корпус вместо старого треснувшего нельзя. Поэтому обычно заменяют старую головку блока на новую или заведомо исправную с исправным корпусом подшипников распредвала. Что позволяет предотвратить повторное появление трещины в случае если головку блока повело.
— И еще осматриваем опоры распредвала на предмет обнаружения трещин. А именно их части в головке блока — пастели. При обнаружении трещин — головка блока двигателя заменяется.
Еще статьи по распределительному валу двигателей ВАЗ
- Снимаем распределительный вал двигателя 2108, 21081, 21083 автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
- Применяемость распределительных валов на двигателях ВАЗ
- Размеры шеек распредвала двигателей ВАЗ 8 клапанов
- Установка распредвала на двигатель 2111 ВАЗ 2114, 2115, 2113
- Корпус подшипников распредвала двигателя 21083










