Рассмотрим, что представляет собой сапун двигателя автомобиля.
Так как название этой детали у всех на слуху, а что это такое и для чего нужно знает не каждый.
Нас будет интересовать что такое сапун, как он выглядит и как его неисправность влияет на работу двигателя. А влияет, надо сказать, она очень даже конкретно.
Что такое сапун двигателя автомобиля?
Сапун — общепринятое название патрубка под основной шланг системы вентиляции картера двигателя. На разных двигателях он может быть разной конструкции. Например, на двигателях 2108, 21081, 21083 автомобилей ВАЗ 2108, 21081, 21083 и их модификаций — это просто трубка с двумя патрубками, вставленная в нижнюю часть блока цилиндров. Один патрубок идет под шланг системы вентиляции, другой под масляный щуп.
А на двигателях автомобилей ВАЗ 2101-2107, Нива 2121, 21213, 21214 — это разборная деталь, где в сапун встроен маслоотделитель (на 2108, 21081, 21083 маслоотделитель установлен под клапанной крышкой).
На схеме системы вентиляции картера двигателя сразу видно, что сапун находится в нижней части блока цилиндров, на самом выходе из картера. И поэтому от его состояния зависит как работа системы вентиляции, так и работа всего двигателя.
Какие неисправности двигателя автомобиля можно диагностировать по сапуну?
По сапуну двигателя автомобиля можно предварительно оценить состояние его системы вентиляции картера и поршневой группы.
Например, если при осмотре двигателя обнаружено, что его поверхность вокруг сапуна вся в темных, похожих на мазут, маслянистых отложениях, то скорее всего моторное масло в течение довольно длительного времени выдавливает из-под надетого на него шланга вентиляции картера.
Причин этому всего две. Первая, это — засорение системы вентиляции картера двигателя. По мере сужения ее просвета картерные газы все хуже и хуже удаляются из картера двигателя, внутри него растет давление и масло начинает давить под все уплотнения. В том числе и через сапун.
Вторая причина — большие зазоры в поршневой группе, образовавшиеся в результате износа или залегания колец. В таком случае газы из камер сгорания в большом количестве прорываются в картер и создают в нем избыточное давление. Система вентиляции не справляется. Моторное масло начинает выдавливать как и в первом случае.
Помимо этого, заросший маслянистыми темными отложениями сапун — показатель проблем с моторным маслом, применяемым в двигателе автомобиля. Например, такие отложения внутри него появляются если масло не менялось длительное время, используется не подходящее для данного двигателя масло или оно низкого качества. Либо двигатель был не раз и не два перегрет и масло стало превращаться в мазут.
См. «Проверка исправности двигателя автомобиля по сапуну».
Как устранить неисправность сапуна своими силами?
Основная неисправность сапуна двигателя — это засорение маслянистыми отложениями. Поэтому для ее устранения нужно всего-навсего прочистить сапун.
На двигателях переднеприводных автомобилей ВАЗ демонтировать с двигателя его не нужно. Просто прочищаем металлической щеткой, смоченной в бензине, канал отвода картерных газов от загрязнений. После прочистки продуваем сапун сжатым воздухом.
На двигателях заднеприводных автомобилей ВАЗ 2101-2107 и полноприводных автомобилей Нива 2121, 21213, 21214 демонтируем сапун с двигателя, открутив болт крепления его крышки и вынув внутренний маслоотделитель. Так же промываем все детали бензином и продуваем сжатым воздухом.
Вместе с тем, так как загрязнение сапуна — признак перечисленных выше неисправностей системы вентиляции и самого двигателя, имеет смысл прочистить систему вентиляции целиком и проверить компрессию в цилиндрах двигателя. После чего, по результатам замера, принять решение о раскоксовке поршневых колец или замене поршневой.
См. «Прочистка системы вентиляции картера двигателя автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099».
И «Прочистка системы вентиляции картера двигателя автомобилей ВАЗ 2105, 2107».
Примечания и дополнения
— Для чего нужна система вентиляции картера двигателя автомобиля, в составе которой работает сапун?
Система вентиляции картера двигателей автомобилей ВАЗ принудительная. За счет разрежения (перепада давления) из картера вытягиваются различные газы и пары бензина. Которые по системе попадают под дроссельную заслонку (на холостом ходу) или через воздушный фильтр двигателя и карбюратор во впускной коллектор и далее в камеры сгорания. Где и дожигаются.
Выхлоп становится чище, в салоне не пахнет гарью и еще непонятно чем при работе двигателя.
Если система вентиляции засорилась и ее пропускная способность снижена, то в картере двигателя создается избыточное давление газов. Которое выдавливает моторное масло через сальники и прокладки двигателя. А так же забрасывает маслом карбюратор и свечи зажигания. В результате нарушаются условия сгорания топливной смеси в камерах сгорания. В ней увеличивается доля примесей (масла), она плохо горит, плюс ко всему залитые свечи зажигания работают через раз. Как следствие двигатель начинает плохо запускаться, троить на холостых, появляются, появляются провалы и рывки при нажатии на педаль газа. Снижается его мощность и приемистость.
При всем при этом не удается устранить течь сальников и прокладок их заменой на новые. А так же, каждый новый комплект свечей зажигания, установленный в двигатель быстро замасливается.
— Как визуально проверить исправность поршневой группы двигателя по сапуну?
Дым из сапуна чаще всего свидетельствует об износе поршневой группы двигателя (колец, поршней, цилиндров).
Для проверки нужно снять крышку корпуса воздушного фильтра, завести двигатель и понаблюдать за струей дыма, выходящей из отверстия системы вентиляции картера. Если двигатель полностью исправен, дыма не будет вообще. Возможно равномерное, едва заметное, движение воздуха. Если дымление имеется, то по его силе можно судить о степени износа поршневой. При сильном износе из отверстия хлопками валит черный дым.
Еще статьи по двигателям автомобилей ВАЗ
— Проверка исправности двигателя автомобиля листом бумаги
— Система вентиляции картера двигателя Нива 21213, схема
— Сколько литров масла заливать в двигатель при замене?
— Проверка износа или залегания поршневых колец двигателя