Наличие в камерах сгорания двигателя автомобиля небольшого количества моторного масла не является неисправностью.
Но, в случае превышения этой нормы в работе двигателя появляются определенные проблемы.
На примере двигателя 21083 автомобилей ВАЗ 21083, 21093, 21099 разберемся с признаками по которым водитель может самостоятельно определить, что в камерах сгорания появился излишек моторного масла.
Признаки попадания масла в камеры сгорания двигателя автомобиля
1. Сизый (синий) дым из глушителя.
В одном случае, если масло попадает в камеры сгорания через изношенные маслосъемные колпачки или (и) направляющие клапанов двигатель автомобиля может вообще не дымить на холостых оборотах или в движении, либо дымить, но слабо (все зависит от степени износа деталей). Но, стоит резко понажимать на педаль газа на холостом ходу или в движении из глушителя сразу вырывается облако синего (сизого) дыма. Дополнительный признак износа маслосъемных колпачков масло на резьбе свечей зажигания.
В другом случае моторное масло попадает в камеры сгорания из-за больших зазоров в изношенной поршневой или потери упругости (залегания) колец на поршнях. Либо при наличии царапин от пыли на стенках цилиндров. Пыль «подсасывается» через неплотности в соединениях системы подачи воздуха в двигатель или при загрязнении воздушного фильтра двигателя и работает в цилиндрах как абразив, создавая царапины на зеркале и «съедая» его. Двигатель с такими неисправностями будет дымить из глушителя на всех режимах, а не только при перегазовках. При умеренном износе деталей возможно прекращение дымления после прогрева двигателя.
Дополнительные признаки попадания масла в камеры сгорания из-за износа поршневой — электроды свечей зажигания в масле и дымление не только из глушителя, но и из сапуна двигателя.
Подробности появления сизого дыма из глушителя в статье «Синий (сизый) дым из глушителя причины появления».
2. Постоянное снижение уровня масла в поддоне двигателя.
Так как масло попадает в камеры сгорания и там сгорает, то в поддоне его становится все меньше и меньше. Происходит так называемый «масляный угар», который может как малозаметным так и достигать больших значений (например, литр на 1000 км пробега). Приходится все время доливать масло, что довольно затратно.
3. Масло и маслянистый темный нагар на свечах зажигания.
Верный признак попадания моторного масла в камеры сгорания двигателя это масло или даже темные маслянистые отложения на свечах зажигания. Как уже написано в начале статьи масло на резьбу и электроды свечей попадает из-за износа колпачков, направляющих клапанов и поршневой. Помимо этого замасливание свечей может происходить из-за засорения системы вентиляции картера двигателя. При этом внутри двигателя повышается давление картерных газов, которые заставляют частицы масла интенсивно выбрасываться в корпус воздушного фильтра и далее через карбюратор и впускной коллектор попадать на свечи зажигания.
4. Затрудненный запуск двигателя.
Масло и нагар на свечах токопроводны. По ним искра уходит на «массу» значительно снижая силу разряда между электродами свечей. Тем самым ухудшаются условия поджига и горения топливной смеси. Двигатель будет запускаться с трудом и не с первого раза.
5. Двигатель троит на холостых.
По причине перебоев в работе цилиндров из-за замасливания свечей и нарушения условий горения топливной смеси двигатель будет троить на холостых.
6. Снижение мощности и приемистости двигателя.
Примешивание моторного масла к топливной смеси в камерах сгорания двигателя ухудшает процесс ее горения. Это снижает давление газов на поршень. Мощность и приемистость двигателя падает.
7. Увеличение расхода топлива.
— Пытаясь компенсировать «вялость» двигателя автомобиля водитель постоянно работает педалью газа, что сразу же сказывается на расходе топлива.
8. Детонация при больших нагрузках и малых оборотах.
Так как при попадании масла в камеры сгорания двигателя образуется нагар на клапанах и поршнях, объем камер уменьшается. Степень сжатия соответственно увеличивается увеличивается. Тем самым создаются условия для самовоспламенения топливной смеси (особенно в сочетании с плохим топливом) и ее взрывному горению (детонации).
9. Нагар на поршнях и клапанах.
Часть сгоревшего масла в виде нагара откладывается на поршнях и клапанах двигателя. Такой нагар препятствует плотному закрытию клапана. Как следствие происходит разрушение его тарелки и прогар. Двигатель начинает троить и глохнуть.
Помимо этого частицы нагара попадают на стенки цилиндров, вызывая ускоренный износ их зеркала и поршней с кольцами.
Признаки большого нагара на клапанах и поршнях — быстрое потемнение и даже почернение моторного масла в поддоне двигателя и появление калильного зажигания (работы двигателя после остановки).
Обнаружив перечисленные признаки попадания масла в камеры сгорания имеет смысл принять меры к устранению неисправности (например, поменять колпачки, прочистить систему вентиляции картера, раскоксовать поршневые кольца), так ее прогрессирование может привести к негативным и трудноустранимым последствиям. Например, нагар на клапанах, в ряде случаев, может привести к их прогоранию всего за 500-1000 км пробега.
Примечания и дополнения
— Причиной наличия масла на какой-либо одной свече зажигания (которое не устраняется заменой маслосъемного колпачка, втулки или клапана) может быть трещина в блоке цилиндров, через которую моторное масло попадает в камеру сгорания.
— Моторное масло может попадать на верхнюю часть свечей, в их колодцы в головке блока и постепенно просачиваться в камеры сгорания. Причина — поврежденная прокладка клапанной крышки, под которую вытекает масло.
— Для предварительной диагностики проблемы можно во время работы прогретого двигателя на холостых оборотах поднести к выхлопной трубе глушителя руку или лист бумаги. Подержать несколько секунд, а потом осмотреть и понюхать. Если на руке (или листе) имеются маленькие капли масла и от нее пахнет моторным маслом, то наверняка в камеры сгорания попадает масло. Возможно, если автомобиль долго эксплуатировался с такой неисправностью, отверстие выхлопной трубы глушителя будет иметь темный маслянистый нагар.
Еще статьи по неисправностям двигателя 21083 автомобилей ВАЗ 21083, 21093, 21099
— Выбираем моторное масло для двигателей ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Дымит двигатель, черный дым из глушителя
— Почему течет вода из выхлопной трубы глушителя?
— Диагностика двигателя автомобиля по дыму из глушителя
— Почему в четвертом (4-м) цилиндре двигателя свеча черная?
— Признаки работы двигателя на бедной топливной смеси
Да, тянуть не будет, так как один цилиндр плохо работает из-за масла, а на трех цилиндрах динамика никакая. Если дым постоянно идет, то скорее всего что-то случилось с маслосъемным кольцом или стенка цилиндра поцарапалась. Если идет только когда газуешь, то маслосьемный колпачок на каком-то из клапанов второго цилиндра начал пропускать масло. Колпачок можно заменить, а вот с кольцом или цилиндром может быть проблема.
На Ваз 2109 расходует масло идет сизый дым есть нагар на второй свечи и нет тяги такое ощущение что сзади прицеп тянет