Двигатели 2108, 21081, 21083, 2111 автомобилей ВАЗ 2108, 21081, 21083, 2109, 21091, 21093, 21099 имеют определенные зазоры в клапанном механизме.
Рассмотрим что это за зазоры, для чего они нужны, какова их величина и какие существуют особенности их проверки и регулировки.
Тепловые зазоры в приводе клапанов необходимы для компенсации теплового расширения (удлинения) стержней клапанов в процессе прогрева и работы двигателя. На двигателях 2108, 21081, 21083, 2111 такие зазоры должны иметь место между тыльной частью каждого кулачка распределительного вала и регулировочными шайбами в толкателях над торцами клапанов. При определенном положении коленчатого и распределительного валов. В зависимости от такта в цилиндре.
Оптимальные зазоры клапанов двигателей автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
1. Какова величина тепловых зазоров клапанов для двигателей 2108, 21081, 21083, 2111?
Тепловой зазор на двигателях 2108, 21081, 21083, 2111 автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 и их модификаций для впускных клапанов должен составлять 0,15 – 0,25 мм, для выпускных 0,30 – 0,40 мм.
2. Как проверить величину тепловых зазоров клапанов на двигателях 2108, 21081, 21083, 2111?
Для проверки тепловых зазоров клапанов на этих двигателях придется снять корпус воздушного фильтра двигателя, клапанную крышку и выставить распредвал и коленвал по установочным меткам, в положение такта сжатия в первом цилиндре и четвертом.
После чего немного поворачиваем коленчатый вал отверткой за зубья маховика по часовой стрелке пока шкив распредвала не повернется на 40-500 (2,5-3 зуба) от момента совпадения установочной метки на нем и выступа на корпусе на задней крышке ГРМ.
И измеряем щупом зазор у первого кулачка распредвала (выпускной клапан первого цилиндра) и третьего кулачка распредвала (впускной клапан второго цилиндра).

Далее, последовательно поворачивая коленчатый вал на пол-оборота измеряем зазоры у других клапанов согласно таблице. Шкив распредвала при каждом повороте будет поворачиваться на 90 градусов.
Угол положения коленчатого вала от совмещения меток — 0 град. | Кулачки впускных клапанов. Зазор 0,35 мм. | Кулачки выпускных клапанов. Зазор 0,20 мм. |
40-50 град | 1 | 3 |
220-230 град | 5 | 2 |
400-410 град | 8 | 6 |
550-590 град | 4 | 7 |
См. «Проверка тепловых зазоров клапанов на двигателях автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099».
Результаты измерения записываем или запоминаем. После чего сравниваем с оптимальными.
Как отрегулировать тепловой зазор клапанов двигателе ВАЗ 2108, 2109, 21099?
Если в ходе проверки зазоров клапанов установлено, что они не соответствуют норме, их необходимо отрегулировать путем подбора и установки регулировочных шайб нужной толщины.

При подборе необходимо использовать специальные расчетные формулы.
— для впускных клапанов Z=Y+X-0,2 мм;
— для выпускных клапанов Z=Y+X-0,35 мм;
Z – расчетная толщина новой шайбы;
Y – толщина снятой шайбы;
X – зазор определенный по щупу.
Подбираем новую шайбу с маркировкой близкой к расчетной (±0,05 мм). См. Регулировочные шайбы клапанов ВАЗ 2108, 2109, 21099. Устанавливаем подобранную шайбу в толкатель клапана. См. «Регулировка клапанов на двигателях ВАЗ 2108, 2109, 21099».

Таким образом используя данную информацию о оптимальной величине тепловых зазоров клапанов двигателя можно смело приступать к их проверке и регулировке.
Как влияют тепловые зазоры клапанов на работу двигателя автомобиля?
Как влияют зазоры клапанов на работу двигателя автомобиля?
Примечания и дополнения
— Согласно регламента технического обслуживания на двигателях 2108, 21081, 21083, 2111 проверку тепловых зазоров клапанов предписано проводить раз в 45.000 км пробега.
Еще статьи по двигателям автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
- Клапана зажаты — признаки слишком маленьких зазоров клапанов
- Признаки больших тепловых зазоров клапанов двигателя автомобиля
- Три признака неисправности клапанов двигателя автомобиля
- Замена ремня ГРМ на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099
- Что стучит под клапанной крышкой двигателя автомобиля?
- Как понять, что нужно регулировать клапана двигателя?