На примере ремня привода генератора автомобиля ВАЗ 21093 (21083, 21099) рассмотрим причины неисправности «почему свистит ремень генератора».
Что бы, в случае ее появления, можно было бы быстро понять в чем дело и устранить ее. Так как свист ремня привода генератора на автомобилях ВАЗ 21083, 21093, 21099 в большинстве случаев свидетельствует о его проскальзывании. И это не позволяет генератору развить необходимую мощность и выработать электрический ток нужного напряжения. При этом аккумуляторная батарея (АКБ) не заряжается в должной степени. Что недопустимо.
Причины проскальзывания ремня привода генератора — это его слабое натяжение, либо замасливание маслом или иными техническими жидкостями. Попутно под слабо натянутый ремень может попадать вода и грязь. Что еще больше способствует появлению свистящих звуков при его работе.
Помимо этого ремень может иметь механические повреждения — трещины и расслоение. Что так же способствует появлению свиста, так как ремень, в таком случае, хуже цепляется за шкивы.
Вариантов появления свиста ремня генератора обычно несколько. Он может посвистывать на холостом ходу и перестает свистеть с увеличением оборотов. Либо, наоборот, начинает издавать звуки при увеличении оборотов. Так же он может издавать свист в сырую или морозную (когда дубеет) погоду, при проезде луж и грязи. Либо, наоборот, свистит на сухую, а в дождь перестает.
Сразу отметим, что свист ремня привода генератора может иметь место на различных моделях генераторов автомобилей ВАЗ 21083, 21093, 21099. Как на генераторе 37.3701 с зубчатым ремнем, так и на генераторе 9402.3701 с поликлиновым ремнем привода.
Как понять, что свистит именно ремень привода генератора?
В первую очередь можно поднять капот автомобиля, запустить двигатель и послушать звуки со стороны привода генератора. Если свиста нет, нужно погазовать и он наверняка появиться, если ремень действительно проскальзывает.
Так же визуально осматриваем ремень на наличие загрязнения и повреждения. Рукой предварительно проверяем степень его натяжения.
Помимо этого будут иметь место несколько сопутствующих признаков ослабления натяжения ремня. Вот некоторые из них.
1. Фары автомобиля светят тускло или мерцают при движении.
В большинстве случаев тусклое свечение или мерцание фар — признак слабо натянутого (проскальзывающего) ремня привода или нестабильной работы его регулятора напряжения.
Слабое натяжение ремня привода генератора или его износ и растяжение, на автомобилях ВАЗ 21083, 21093, 21099, приводит к его проскальзыванию по шкивам. Что не позволяет генератору развить необходимую мощность и постоянно вырабатывать электрический ток нужного напряжения. Напряжение скачет, то выше, то ниже. И соответственно, фары, то светят ярко, то тускло.
Подробно о еще нескольких причинах мерцания фар см. «Мерцают фары автомобиля, причины неисправности».
2. Стрелка вольтметра нестабильна.
Если автомобиль оборудован вольтметром, то можно наблюдать как его стрелка дергается или даже скачет. Так как генератор, при проскальзывании его ремня, то дает зарядку, то нет.
См. «Почему дергается стрелка вольтметра в щитке приборов».
3. Лампа заряда АКБ в комбинации приборов мигает или горит вполнакала.
В такт с проскальзыванием ремня генератора будет моргать, либо гореть вполнакала или даже загораться постоянным светом лампа заряда аккумуляторной батареи в комбинации приборов.
4. Ремень привода генератора имеет явные следы износа.
Если при визуальном осмотре установлено, что ремень залит маслом, имеет трещины, расслоение или иные повреждения, то его однозначно нужно заменить новым.
Что делать если налицо признаки проскальзывания ремня привода генератора?
Для начала проверяем его натяжение.
Зацепляем его посередине крючком безмена (кантарика). Тянем безмен вверх прикладывая усилие около 10 кгс. Прогиб ремня должен находиться в пределах 10-15 мм относительно его первоначального положения (значение конкретно для генератора 37.3701, для генератора 9402.3701 прогиб ремня 6-10 мм).
Определить степень натяжения ремня можно рукой, создав усилие натяжения без применения кантарика. Но для этого необходим определенный опыт, поэтому проще всего воспользоваться кантариком.
Если полученное значение меньше или больше, необходимо провести регулировку его натяжения.
Для этого слегка отпускаем гайку его нижнего крепления и ослабляем затяжку гайки верхнего крепления. После чего натягиваем, либо отпускаем ремень, перемещая генератор монтажкой. Проводим проверку натяжения еще раз.
См. «Проверка натяжения ремня привода генератора ВАЗ 2108, 2109, 21099».
Примечания и дополнения
— На автомобилях ВАЗ 2108, 21081, 21083, 2109, 21091, 21093, 21099 с генератором 37.3701 замену ремня его привода рекомендуется проводить раз в 30.000 км пробега. Проверку натяжения и состояние раз в 15.000 км пробега.
— Исправный генератор автомобилей ВАЗ 21083, 21093, 21099 должен выдавать не менее 13 В при 3000-3500 об/мин двигателя под нагрузкой (включен свет фар и печка), а при тех же оборотах, но без нагрузки 14.6 – 14.7 В.
Еще статьи по генераторам автомобилей ВАЗ 21083, 21093, 21099
— Проверка диодного моста генератора без снятия его с двигателя
— Проверка генератора автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Неисправности генераторов автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Сборка генератора 37.3701 автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Как снять генератор ВАЗ 2108, 2109, 21099