На двигателях автомобилей с большим пробегом и не только неисправность «сгоняет ремень привода ГРМ со шкива распределительного вала» довольно частое явление.
Ее появлению способствует возрастной износ деталей привода, их качество, допущенные нарушения при сборке и установке и ряд других факторов.
Рассмотрим несколько причин сползания ремня ГРМ со шкива, а так же возможные способы их устранения.
Признаки неисправности
При эксплуатации двигателя автомобиля ремень его привода ГРМ постепенно сгоняет со шкива распределительного вала. Он сползает с зубцов шкива либо к двигателю, либо, наоборот, от двигателя. При этом сползающая сторона ремня часто оказывается в большей или меньшей степени съеденной.
Сгоняет ремень ГРМ со шкива распредвала двигателя. Причины неисправности.
1. Имеется износ шкивов на которые натянут ремень ГРМ.
Чаще всего изнашивается шкив распределительного вала двигателя. Со временем его зубцы стираются. На них образуется выработка. При их контакте с зубцами ремня привода ГРМ появляется люфт. Нарушается геометрия перемещения ремня. И он смещается по шкиву либо к двигателю, либо от него. Выбраковать неисправную деталь можно в ходе визуального осмотра. Практически всегда износ зубцов шкива роспредвала хорошо заметен. Деталь с износом следует заменить.
Так же не будет лишним проверить состояние шкива коленчатого вала и шкива помпы.
2. Низкое качество изготовления ремня привода ГРМ.
При покупке нового ремня привода ГРМ двигателя автомобиля, для его замены, можно запросто нарваться на подделку низкого качества. Например, на такой ремень, у которого будет различная жесткость материала по ширине. То есть один его край более жесткий, а другой более мягкий. На внешний вид и на ощупь это не заметно. Но вот при работе такого ремня ГРМ, наблюдается его явное стремление сползти с натяжного ролика и со шкива распредвала.
Для проверки можно переставить ремень другой стороной и понаблюдать, сгоняет его или нет. Если сгоняет, то однозначно заменяем его на другой (новый).
3. Низкое качество изготовления натяжного ролика привода ГРМ.
У натяжных роликов ремня привода ГРМ двигателей автомобилей ВАЗ часто страдает геометрия рабочей поверхности. То есть ролик может быть слегка овальным, с неровной поверхностью (конусовидной, ступеньками и пр.). На такой поверхности ремень ГРМ вибрирует и сползает в ту или иную сторону.
Помимо этого «виновником» сгона ремня ГРМ может быть подшипник натяжного ролика. Если нем имеются несколько увеличенные зазоры, то перекос при работе вполне возможен. Что так же приводит возникновению рассматриваемой нами проблеме.
Поэтому, при покупке нового натяжного ролика ремня привода ГРМ, желательно проверить люфт его подшипника. Хотя бы просто покрутив его руками в разных направлениях.
4. Деформирована шпилька крепления натяжного ролика.
При натяжении ремня привода ГРМ, в процессе его замены, натяжной ролик фиксируется специальным ключом. При этом гайка его крепления затягивается ключом на «17». При этом, момент затяжки мало кто соблюдает (не более 4,2 кгс.м). Тянут обычно «от души», что бы он, не дай бог, не открутился в процессе эксплуатации. Что создает критическую нагрузку на шпильку крепления натяжного ролика. Она гнется. Ролик становится наперекос. Ремень привода сгоняет в сторону и он стирается способом описанным выше.
Поэтому, при затяжке гайки крепления натяжного ролика желательно использовать динамометрический ключ. Что бы соблюдать момент затяжки и не повредить шпильку. Либо тянуть от руки, но без особого фанатизма.
Согнутую шпильку можно заменить новой. Но, в случае, когда ее вырвали с корнем из двигателя, придется рассверливать посадочное отверстие. И ставить ремонтную шпильку. Что, в свою очередь, опять же, создает опасность нарушения геометрии.
5. Имеется неисправность помпы (насоса системы охлаждения двигателя автомобиля).
С помпой могут приключится следующие проблемы, непосредственно влияющие на съедание ремня привода ГРМ.
Во первых — это люфт подшипника вала помпы. Перекос вала нарушает геометрию движения ремня. Так как на восьми-клапанных двигателях автомобилей ВАЗ ремень привода ГРМ вращает шкив на валу помпы.
Проверить наличие люфта вала можно приложив усилие рукой к шкиву помпы. Какого-либо ощутимого его перемещения быть не должно.
Во вторых, только что купленная и установленная помпа может обладать неприятным сюрпризом. Это — неровная ее поверхность корпуса. В результате она с перекосом прилегает к блоку цилиндров двигателя автомобиля. Что сразу же сказывается на траектории движения ремня.
Таким образом, обнаружив, что сгоняет ремень привода ГРМ двигателя и зная возможные причины этой неисправности можно сразу сориентироваться, что же все-таки произошло. И как устранить эту проблему.
Примечания и дополнения
У ремня привода ГРМ двигателя автомобиля помимо сползания по шкиву распредвала и съедания его боковины могут иметься еще целый ряд других неисправностей. Например, растрескивание, замасливание, срезание и отрыв зубцов. Поэтому при выяснении причин сгона не будет лишним провести визуальный осмотр ремня. И определить, что с ним не так. См. «Основные неисправности ремня привода ГРМ двигателя автомобиля».
Еще статьи по неисправностям двигателя автомобиля
- Признаки засорения системы вентиляции картера двигателя
- Сбились метки привода ГРМ двигателя, признаки неисправности
- Замена ремня ГРМ двигателя 2111 (8 кл) ВАЗ 2113, 2114, 2115
- Признаки неисправности натяжного ролика ремня ГРМ
- Проверка ремня привода ГРМ на двигателях автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
- На каких двигателях ВАЗ гнет клапана при обрыве ремня ГРМ
Спасибо за очень ценную информацию. А то уже не знала как решить эту проблему.