Рассмотрим наиболее эффективные способы проверки термостата системы охлаждения двигателя автомобиля ВАЗ 2108, 2109, 21099.
Именно такие, что бы выполнив их можно было бы наверняка определить неисправен термостат или еще послужит.
В качестве примера используем термостат системы охлаждения двигателя 21083 (1,5 л., 8 клапанов) автомобиля ВАЗ 21083 (21093, 21099).
Для начала пара слов о том как работает термостат, что в нем может выйти из строя.
1. Особенности работы термостата системы охлаждения двигателя ВАЗ 2108, 2109, 21099.
Термостат в системе охлаждения двигателя 21083 (1,5 л., 8 клапанов) разделяет два ее круга (малый и большой) и имеет два клапана: перепускной и основной.
Пока двигатель прогревается, охлаждающая жидкость (ОЖ) циркулирует через малый круг и открытый перепускной клапан термостата. Термостат не дает ей смешиваться с жидкостью из большого круга и тем самым способствует быстрому прогреву двигателя.
По мере прогрева (температура ОЖ около 87º — для двигателя 21083) перепускной клапан закрывается, а основной открывается, и жидкость поступает в большой круг.
При температуре 102º основной клапан термостата полностью открыт, а дополнительный закрыт. Циркуляция идет через большой круг, обеспечивая требуемый температурный режим для нормальной работы двигателя. См. «Что такое большой и малый круг системы охлаждения двигателя?».
2. Неисправности термостата.
В случае, если клапан термостата заклинивает в закрытом положении, двигатель автомобиля начинает перегреваться. Если в открытом, то наоборот, двигатель не прогревается до рабочей температуры. То есть заклинивание клапана — основная неисправность термостата.
Термостат начинает клинить по причине износа (выхода из строя) термоэлемента его основного клапана. В результате термостат перестает нормально работать.
Так же, возможно, что клапан термостата теряет нужную подвижность из-за налипших на него загрязнений. Например, отложений из некачественной или старой охлаждающей жидкости, или остатков герметика, применявшегося до этого при ремонте системы охлаждения.
Таким образом, если основной клапан термостата заклинил в закрытом положении, ОЖ циркулирует только по малому кругу (без радиатора), она быстро нагревается и двигатель перегревается.
Если основной клапан заклинил в открытом положении, то ОЖ циркулирует сразу по малому и большому кругам (включая радиатор) и нагреться ей практически невозможно, так как площадь охлаждения у радиатора большая. Двигатель не прогревается.
2. Определение неисправности термостата по внешним признакам.
Определить неисправность термостата можно по внешним признакам. То есть по работе двигателя и его системы охлаждения.
Например, когда двигатель автомобиля начинает постоянно перегреваться — это явный признак заклинившего термостата. При этом стрелка на указателе температуры в щитке приборов довольно быстро, после пуска двигателя, начинает отклоняться в красную зону.
И вентилятор на радиаторе не включается несмотря на угрожающие значения температуры охлаждающей жидкости в системе.
В другом случае, двигатель автомобиля начинает, наоборот, очень долго прогреваться (особенно в холодное время года). И его рабочей температуры достигнуть становится практически невозможно. При этом стрелка указателя температуры ОЖ с трудом достигает отметки 50 гр.. Утепление подкапотного пространства помогает слабо. Двигатель автомобиля теряет в мощности, приемистости, растет его топливный аппетит. Печка (отопитель салона) гонит еле теплый воздух. Водитель и пассажиры все время мерзнут.
См. «Заклинил термостат, признаки и причины неисправности».
Обнаружив эти признаки можно уже непосредственно переходить к проверке термостата системы охлаждения.
3. Проверка термостата ВАЗ 2108, 2109, 21099 без снятия его с двигателя.
Как уже отмечалось ранее, при прогреве двигателя, циркуляция охлаждающей жидкости (антифриза, тосола) сначала идет по малому кругу системы охлаждения. Сразу прогревается: блок цилиндров, головка блока, блок подогрева карбюратора, печка и верхняя часть (верхний бачок) термостата.
Что бы в этом убедится рукой проверяем нагрев термостата рукой: его верхняя часть должна быть теплой, а спустя несколько минут работы двигателя, она становится горячей. См. фото в начале статьи.
При этом нижняя часть термостата остается холодной. Помимо этого, нижний шланг к радиатору так же будет холодный, а верхний немного нагрет. Что свидетельствует о том, что радиатор пока еще не вступил в работу.
Спустя некоторое время нижняя часть термостата и нижний шланг радиатора вдруг резко становятся горячими – это открывается основной клапан термостата. Все, циркуляция охлаждающей жидкости пошла через радиатор (то есть по большому кругу системы охлаждения).
Если все так, то термостат системы охлаждения скорее всего исправен.
Но, если же двигатель автомобиля все работает и работает, а нижняя часть термостата ни как не хочет прогреваться, при этом охлаждающая жидкость уже так норовит закипеть, то значит, что заклинил в закрытом положении клапан термостата. И он неисправен.
Так же если, при прогреве двигателя, сразу стали нагреваться и верхний и нижний бачок термостата, но температура ОЖ не высокая, значит клапан термостата заклинил уже в открытом положении. Такой термостат так же можно считать неисправным. И его следует заменить на новый или заведомо исправный.
4. Проверка снятого с двигателя термостата ВАЗ 2108, 2109, 21099.
В случае необходимости можно проверить снятый термостат системы охлаждения двигателя автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099.
Для этого погружаем его в емкость с горячей водой (температура предварительного нагрева 73-75º). Подогреваем воду далее, перемешивая ее, и наблюдаем за перемещением основного клапана термостата. Когда клапан начинает открываться (приблизительно на 1 мм) следует измерить температуру жидкости. Если термостат исправен то она будет составлять 87±2º . Если это не так, значит термостат неисправен. Неисправный термостат следует заменить.
Примечания и дополнения
— Ход основного клапана термостата при 102º у ВАЗ 2108, 2109, 21099 около 8 мм.
— Следует отметить, что помимо заклинившего термостата причинами перегрева или, наоборот, не прогрева двигателя автомобиля могут выступать иные неисправности различных систем и механизмов автомобиля. Например, мало ОЖ в системе охлаждения, неисправна помпа, не работает вентилятор на радиаторе, не работает датчик включения вентилятора, слишком позднее зажигание и т.п. См. «Проверка системы охлаждения двигателя ВАЗ 2108, 2109, 21099».
Еще статьи по системе охлаждения двигателя автомобиля ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Почему часто включается вентилятор радиатора, карбюратор?
— Ржавый антифриз (тосол) в расширительном бачке, почему?
— Признаки появления воздушной пробки в системе охлаждения двигателя автомобиля
— Потек радиатор системы охлаждения двигателя автомобиля, что делать?
— Замена охлаждающей жидкости на ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Кипит тосол (антифриз) в расширительном бачке, почему?