Раз в пять лет или раз в 80.000 км пробега карбюратор Солекс нуждается в профилактическом обслуживании.
Его цель — выявить возможные нарушения в его работе и устранить их. Тем самым заранее предотвратив возникновение критичных неисправностей. После чего по результатам профилактического обслуживания принять решение оставить старый карбюратор или купить и установить новый.
Проделаем эту работу на примере карбюратора 21083 Солекс, что ставится на двигатель 21083 (1,5 л) автомобилей ВАЗ 21083, 21093, 21099.
Для проведения профилактики снимаем карбюратор с двигателя. См. «Как снять карбюратор Солекс с двигателя автомобиля».
Инструкция по проведению профилактики карбюратора Солекс
1. Очищаем карбюратор снаружи от загрязнения.
Со временем карбюратор зарастает грязью. В некоторых случаях она даже мешает открываться его заслонкам и вращаться его рычагам. Для внешней очистки применяем растворитель (ацетон, уайт-спирит, солярку, керосин и т.п.). Кистью наносим растворитель на очищаемые поверхности, обильно смачивая их. Выжидаем минут 5-10 и снимаем разрыхлившуюся грязь той же кистью, зубной щеткой и щеткой по металлу. Протираем карбюратор сухой тряпкой.
2. Проверяем винт регулировки качества топливной смеси.
Со временем винт регулировки качества топливной смеси на холостом ходу закисает в своем гнезде и не поддается вращению. Можно покрутить его отверткой туда-сюда, чтобы удостоверится, что с ним все в порядке. Конечно лучше вообще вывернуть его из гнезда для более тщательной проверки (предварительно завернув до упора и посчитав при этом число оборотов, чтобы потом установить его в исходное положение).
Также нас будет интересовать наличие и состояние резинового уплотнительного кольца на винте «количества». Изношенное нужно заменить.
3. Проверяем винт регулировки количества топливной смеси.
Проверяем надежность соединения наконечника винта с «массой». Для профилактики необходимо зачистить сам наконечник винта контактирующий с ребром рычага дроссельной заслонки, зачистить наконечник провода присоединенного к винту и наконечники проводов в соединительной колодке. Если провод винта количества изломан, его следует заменить.
4. Проверяем наличие деформации нижней поверхности – фланца карбюратора.
Для этого можно приложить к его нижней поверхности угольник — вдоль, поперек и по диагонали. Либо поставить карбюратор на горизонтальную поверхность. Допускается деформация не более 1 мм. Ее можно устранить шлифовкой фланца или подбором толстой прокладки. В более запущенных случаях лучше всего заменить корпус карбюратора.
См. «Способы проверки деформации фланца карбюратора Солекс».
5. Проверяем четкость вращения осей дроссельных заслонок карбюратора.
Рукой повращайте их за рычаги. Проверьте надежность крепления самих пластин дроссельных заслонок и их винтов. Люфт и биение осей не допускается, так как при износе посадочных отверстий осей в корпусе карбюратора возможен подсос лишнего воздуха и можно навсегда распрощаться с устойчивыми оборотами холостого хода двигателя, и нормальной его регулировкой. В ряде случаев на оси можно установить специальные ремонтные втулки или заменить корпус карбюратора. Проверьте синхронность открытия дроссельных заслонок – вторая начинает открываться при открытии первой на 1/3.
А так же работу механизма блокировки открытия дроссельной заслонки второй камеры.
6. Проверяем наличие нагара на стенках смесительных камер карбюратора.
В тех местах, где кромки дроссельных заслонок касаются их стенок. Формирование там колец нагара нарушает правильное положение дроссельных заслонок (они фиксируются теперь в более высоком положении) и с худшей стороны влияет на работу карбюратора и соответственно двигателя автомобиля на режимах холостого хода, переходных режимах и т. д.
Нагар можно смочить ацетоном и удалить мелкозернистой наждачной бумагой. После чего продуть сжатым воздухом.
7. Проверяем корпус и крышку карбюратора на наличие механических повреждений.
Например оплавлений в результате перегрева, ослабления предохранительных заглушек, штуцеров, трещин. Трещины можно замазать холодной сваркой, шатающиеся штуцера и заглушки слегка закернить. Помимо этого визуально стоит удостовериться в отсутствии деформированных деталей (рычагов, тяг), растянутых и порванных пружин.
8. Проверяем ось воздушной заслонки на легкость перемещения и люфт.
Повращайте рычаг управления воздушной заслонкой. Заеданий и нечеткой фиксации быть не должно. Можно немного доработать рычаг воздушной заслонки для улучшения его работы. См. «Доработка привода воздушной заслонки карбюратора 2108, 21081, 21083 Солекс».
9. Снимаем верхнюю часть – крышку карбюратора и проверьте поплавковую камеру на наличие отложений.
При помощи груши или большого шприца с трубкой вместо иглы удаляем бензин из поплавковой камеры вместе с мусором на дне. См. «Как очистить поплавковую камеру карбюратора Солекс?».
10. Проверяем состояние и положение поплавков в поплавковой камере.
В первую очередь визуально осматриваем поплавки на предмет обнаружения трещин и повреждений нарушающих герметичность.
Во вторую очередь следует проверить правильность положения поплавков в поплавковой камере.
Для этого на снятой, перевернутой и установленной горизонтально крышке карбюратора проверяем параллельность поплавков относительно оттиска на картонной прокладке крышки. Если они стоят с перекосом, то возможное их задевание за стенки поплавковой камеры с последующим подклиниванием иглы игольчатого клапана в открытом или закрытом положении. А это либо постоянное переобогащение топливной смеси, либо, наоборот, ее переобеднение со всеми вытекающими негативными последствиями.
См. «Проверка поплавков в поплавковой камере карбюратора Солекс».
11. Проверяем диафрагмы карбюратора.
Последовательно снимите крышки экономайзера мощностных режимов, ускорительного насоса, пускового устройства и проверяйте их диафрагмы (мембраны) на износ, повреждение и пористость Пористость это когда диафрагма выглядит целой, но пропускает бензин, что приводит к работе карбюратора на переобогащенной смеси. Дефектные детали замените.
12. Проверяем работу ускорительного насоса.
Убедитесь в отсутствии деформации его деталей. Можно залить в поплавковую камеру воду и сымитировать работу ускорительного насоса. При этом отследить падение струй из носиков его распылителя. Как известно они не должны ни за что заедать и падать строго вниз. См. «Как «пристрелять» ускорительный насос карбюратора Солекс?».
Помимо перечисленных проверок в рамках профилактики можно проверить герметичность игольчатого клапана поплавковой камеры, состояние и маркировку жиклеров ГДС, эмульсионных трубок и диффузоров. А так же электромагнитный клапан с его топливным жиклером СХХ и чистоту канала отвода картерных газов системы вентиляции картера двигателя.
Если в ходе профилактики выявлены неисправности устранить которые не представляется возможным (например, разбиты отверстия под дроссельные заслонки, закисли топливные жиклеры ГДС и пр.), то заменяем либо часть карбюратора (крышку или корпус) или его целиком.
Примечания и дополнения
— После проведения профилактических работ необходимо установить карбюратор на двигатель, присоединить к нему все трубки и провода. После чего отрегулировать привод воздушной заслонки и привод дроссельных заслонок.
Еще статьи по обслуживанию и ремонту карбюратора Солекс 21083
— Признаки и причины неисправности топливного жиклера СХХ Солекс
— Как самостоятельно устранить «перелив» карбюратора Солекс?
— Прочистка карбюратора ацетоном
— Быстрая проверка «подсоса» воздуха в карбюратор