Попробуем определить существуют ли такие признаки в работе двигателя автомобиля по которым можно самостоятельно определить, что свечи зажигания вышли из строя.
В качестве примера используем карбюраторный двигатель 21083 (1,5 л) автомобилей ВАЗ 21083, 21093, 21099 со свечами зажигания А17ДВРМ.
Пройдемся по всем основным неисправностям двигателя автомобиля и определим могут ли свечи зажигания быть причастны к их появлению.
Для начала перечислим какие неисправности бывают у свечей зажигания из-за которых они перестают нормально работать, либо вовсе отказывают.
— Слишком маленький либо слишком большой зазор между электродами свечей. Для свечей зажигания, что ставятся в бесконтактную систему зажигания двигателя 21083 (1,5 л) автомобилей ВАЗ 21083, 21093, 21099 необходим зазор 0,7 — 0,8 мм. На зиму его можно выставить 0,7 мм, а на лето 0,8 мм. При желании нижний порог можно опустить до 0,6 мм, но не более так как тут уже начнутся минусы слишком маленького зазора.
— Утечка тока высокого напряжения на «массу» через поврежденный изолятор или нагар на электродах.
— Повреждение центрального контакта после чего свечи вообще перестают пропускать электрический ток.
— Несоответствие по калильному числу (по рабочей температуре) данному двигателю. Свечи либо слишком горячие, либо слишком холодные для данного двигателя.
— Производственный брак.
Признаки (симптомы) неисправности свечей зажигания
1. Появились проблемы с запуском двигателя.
Двигатель слал запускаться с трудом. Особенно холодный. Для запуска теперь нужно две-три попытки, часто приходится долго крутить коленчатый вал стартером. Такое возможно, например, если выставлен слишком маленький зазор на свечах или электроды свечи заросли нагаром.
В другом случае двигатель не запускается вовсе. Какие-то вспышки в цилиндрах есть, но для для пуска их недостаточно.
3. Двигатель стал троить на холостом ходу.
Работа свечей зажигания через раз не позволяет поддерживать нормальные обороты холостого хода двигателя. Он может либо явно троить (сильно трястись на ХХ), либо периодически подергиваться. В отдельных, особо запущенных случаях, двигатель вообще пытается заглохнуть на холостом ходу и поддержать его обороты можно только вытянув на себя рукоятку «подсоса» (прикрыв воздушную заслонку) или немного подгазовывая педалью газа.
4. Куда-то пропала былая мощность и приемистость двигателя автомобиля.
Нажатие на педаль газа при попытке ускорится теперь не вызывает бодрого отклика у двигателя. Он может «тупить» (вяло набирать обороты) или разгоняться рывками. Разогнать автомобиль до желаемой скорости он уже не может. Обгон другого автомобиля теперь не всегда удается и его нужно просчитывать заранее.
Все потому, что слабая искра на свечах зажигания или ее периодическое отсутствие не позволяет своевременно поджигать топливную смесь в цилиндрах двигателя. Цилиндры работают не все, а от двух-трех о какой-либо мощности и приемистости ждать не приходится.
5. Появились провалы, рывки и подергивания при нажатии на педаль газа.
Например, подергивания (серия мелких рывков) при попытке разгона с малой скорости на среднюю или при старте с места, часто являются признаком слишком маленького зазора между электродами свечей.
6. Калильное зажигание при работе двигателя.
Калильное зажигание — это термин обозначающий работу двигателя автомобиля с преждевременным воспламенением (зажиганием) горючей смеси не от искры, а от сильно нагретых деталей камеры сгорания. Такое возможно если свечи зажигания не соответствуют двигателю по калильному числу. Это одна из самых распространенных причин возникновения калильного зажигания. Она случается, например, если в двигатель с высокой степенью сжатия (высокофорсированного) установили свечи от двигателя с более низкой степенью сжатия (низкофорсированного). То есть более горячие, с более низким калильным числом.
Электроды таких свечей при сильном нагреве (более 700°) раскаляются и поджигают горючую смесь раньше срока.
В двигателе появляется глухой стук, он перегревается, теряет мощность и приемистость.
Помимо перечисленного практически всегда признаком неисправности свечей зажигания является большой расход топлива. Он может иметь место во всех перечисленных выше пунктах в качестве бонуса.
Таким образом мы установили, что «виновником» перечисленных признаков (симптомов) в работе двигателя автомобиля запросто могут быть свечи зажигания. Следует учитывать, что аналогичные признаки возможны при неисправности других его систем и механизмов. Но проверять свечи зажигания, при их появлении, следует в первую очередь. Так как они постоянно работают в тяжелых условиях и вероятность их выхода из строя достаточна велика. Поэтому выворачиваем свечи из двигателя и проверяем их маркировку, есть ли на них нагар, масло или бензин, проверяем зазор между электродами и наличие искры.
Обнаруженные неисправные свечи нужно заменить.
Дополнительно в «примечаниях и дополнениях» мы перечислили неисправности, которые могут привести к появлению подобных признаков (симптомов) помимо свечей зажигания.
Примечания и дополнения
Список неисправностей, которые могут привести к перечисленным выше симптомам в работе двигателя.
— Высоковольтные провода пробивают на «массу».
— Неисправна катушка зажигания.
— Слишком ранний или слишком поздний угол опережения зажигания.
— Тепловые зазоры клапанов не соответствуют норме.
— Засорена система холостого хода карбюратора.
— Неверно отрегулирован холостой ход винтами карбюратора.
— Низкий уровень топлива в поплавковой камере.
— Подсос постороннего воздуха в карбюратор.
— Неисправен бензонасос.
— Засорены топливные фильтры в системе подачи топлива.
Еще статьи по свечам зажигания
— Почему одна свеча в двигателе черная, а остальные нет?
— — Хитрый способ установки свечей зажигания в двигатель
— Проверка системы зажигания на утечку тока в темноте
— Чем опасен слишком большой зазор на свечах зажигания?
— Чем различаются свечи зажигания для инжекторного и карбюраторного двигателя?
— Можно ли прокаливанием очищать от нагара свечи зажигания?