Двигателю автомобиля на некоторых режимах положено работать на обедненной топливной смеси (пропорция 1/15-17).
Это не является неисправностью. Например, на режиме средних нагрузок, пока работает только первая камера карбюратора. Да и при плавном разгоне максимальной отдачи от него добиваются за счет увеличения объема топливной смеси, поступающей в цилиндры, а не за счет изменения состава в сторону обогащения.
Но, отклонение состава в сторону 1/17 и выше — уже неисправность, требующая быстрого устранения, так как при работе на сильно обедненной смеси ресурс двигателя довольно быстро снижается.
На примере карбюраторного двигателя 21083 автомобилей ВАЗ 21083, 21093, 21099 приведем целый список признаков (симптомов) работы двигателя автомобиля на бедной топливной смеси.
Признаки работы двигателя на бедной топливной смеси
1. Провалы, рывки, подергивания в работе двигателя при нажатии на педаль «газа».
При нажатии на педаль газа открываются дроссельные заслонки карбюратора. Через него сразу начинает проходить большой объем воздуха. Топливная смесь внезапно обедняется. И если в нее сразу не добавить бензина, то в работе двигателя наступает провал или целая серия провалов (рывков, подергиваний). Чаще всего не дает обогатить смесь низкий уровень топлива в карбюраторе или засорение топливных жиклеров ГДС.
Подробно о системах карбюратора, отвечающих за разные виды провалов и рывков и подергиваний: «Признаки и причины провала в работе карбюраторного двигателя автомобиля».
2. Неустойчивая работа двигателя на холостом ходу.
На холостом ходу по умолчанию применяется обогащенная топливная смесь. Обеднить ее вплоть до появления проблем с холостым ходом может засорение топливного жиклера СХХ, неисправность ЭМК, низкий уровень топлива в поплавковой камере, засорение выходного отверстия, подсос воздуха и неправильное положение винтов качества и количества.
См. «Не работает система холостого хода карбюратора Солекс».
3. Недостаточная мощность и приемистость двигателя.
Бедная топливная смесь не позволяет создать заряд выделяющий при горении много энергии. Двигать поршни будет попросту нечем. Двигатель престанет тянуть и будет вяло реагировать на нажатие педали газа.
См. «Недостаточная мощность и приемистость двигателя ВАЗ 2108, 2109, 21099, 2105, 2107».
4. Стрельба в карбюратор.
Если в двигатель поступает обедненная топливная смесь, то возможны вспышки (хлопки и «чихания») в карбюраторе. Причиной тому медленное сгорание обедненной смеси. В то время, когда в цилиндре, после такта выпуска начинается такт впуска (впускной клапан открывается), в камере сгорания еще продолжается догорание топливной смеси. Поступающая свежая горючая смесь воспламеняется, и горение распространяется по впускному трубопроводу в виде вспышки, вызывая хлопки в смесительной камере карбюратора.
В такой ситуации, для начала, можно просто прочистить карбюратор аэрозолем-очистителем.
5. Двигатель запускается с трудом.
Особенно эта проблема стоит остро при запуске холодного двигателя. Так как для проворачивания коленчатого вала нужен полноценный заряд, а не урезанный.
См. «Холодный карбюраторный двигатель автомобиля не запускается».
6. Двигатель перегревается.
Как уже отмечалось ранее, бедная топливная смесь медленно горит. Горение происходит даже в цилиндре, пока поршень опускается вниз. Это приводит к сильному нагреву и даже перегреву двигателя.
Еще несколько причин перегрева двигателя: «Перегревается двигатель на автомобиле ВАЗ 2108, 2109, 21099».
7. Детонация в цилиндрах.
Обедненная до определенной пропорции топливная смесь склонна к детонации. То есть аномальному взрывному горению сопровождающемуся «стуком пальцев» (металлическим звоном в двигателе).
См. «Что делать если «cтучат пальцы» в двигателе автомобиля?».
8. Электроды свечей зажигания белые или светло-серые.
Такое бывает не всегда при работе двигателя на бедной топливной смеси, но при определенных условиях встречается.
Примечания и дополнения
— Рассчитано, что для полного и наиболее эффективного сгорания топливной смеси в цилиндрах двигателя, обеспечивающего его нормальную работу, необходима пропорция: 1/15 (один килограмм бензина к 15 килограммам воздуха). Такое соотношение наиболее оптимально для получения максимальной отдачи от двигателя автомобиля при сохранении экономичности расхода топлива. Увеличение доли воздуха по отношению к доле бензина в топливной смеси приводит к ее обеднению. Соотношение в пределах до 1/17 называют обедненной топливной смесью.
Пределы от 1/17 до 1/19 – топливная смесь бедная. Работа двигателя на ней затруднительна, но возможна. В данной статье как раз и рассмотрены признаки работы двигателя автомобиля на обедненной и бедной топливной смеси.
Подробно о причинах бедной топливной смеси: «Бедная топливная смесь, причины».
Еще статьи по топливной смеси для работы двигателей автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Признаки (симптомы) работы двигателя на богатой топливной смеси
— Настройка карбюратора Солекс на минимальный расход топлива
— Как снизить расход топлива при движении в городе?
— Как снизить расход топлива при движении по трассе?
— Как устранить обеднение топливной смеси карбюратором Солекс?
— Как устранить провал при плавном трогании автомобиля с места?