На примере рабочей тормозной системы автомобиля ВАЗ 21083 (21093, 21099) попробуем разобраться как понять, что пришла пора заменить тормозные диски.
Выявить их неисправность можно разными способами. Разделим их на три группы и рассмотрим подробно.
Способы определения неисправности тормозных дисков
1. По пробегу автомобиля.
Срок службы тормозных дисков автомобилей ВАЗ 21083, 21093, 21099, в случае если водитель ездил аккуратно и диски были установлены еще на заводе, заканчивается где-то к 100.000 км пробега (иногда несколько больше). Если автомобиль отъездил уже не один круг и тормозные диски уже не раз заменялись ремонтными, то задумываться об их замене нужно уже где-то к 50.000 км пробега, а то и раньше.
Поэтому, если известно, на каком пробеге автомобиля менялись тормозные диски, можно понять как скоро им предстоит замена.
2. По внешним признакам.
Не зависимо от пробега автомобиля при появлении перечисленных ниже неисправностей необходимо проверить состояние тормозных дисков и в случае необходимости заменить их.
Появился шум и скрежет при нажатии на педаль тормоза.
Ухудшилось торможение автомобиля.
Появилось биение и вибрация при нажатии на педаль тормоза в движении.
3. При снятом колесе.
Чтобы наверняка понять, что пришла пора заменить тормозные диски стоит снять передние колеса автомобиля и оценить состояние дисков визуально, так же с помощью штангенциркуля.
В первую очередь осматриваем диск на наличие рисок, глубоких царапин или замасливания (на диск может попадать тормозная жидкость, либо при ремонте за него хватались масляными грязными руками и не протерли). Поврежденный диск стоит заменить новым. А если на нем масло или тормозная жидкость, то убираем его, протерев тряпкой с растворителем. Желательно после протирания или замены поврежденного диска заменить еще и тормозные колодки не зависимо от их состояния.
Помимо этого обращаем внимание на рабочую поверхность диска. Синеватые пятна на ней — свидетельство его перегрева. Например, из-за подклинивания поршней суппортов, неправильно установленных тормозных колодок, отсутствия свободного хода педали тормоза или воздуха в системе. В большинстве случаев перегретый диск уже наверняка будет «бить». То есть сильно нагретый диск попал в холодную воду (при проезде лужи) и его повело (он деформировался). И теперь если снять колесо, включить «нейтралку» и покрутить тормозной диск, то будет слышно ритмичное шорканье тормозных колодок о погнутый диск. Иногда такое шорканье слышно даже во время движения автомобиля. При торможении такой деформированный диск будет причиной появления вибрации на педали тормоза при ее нажатии, а так же на руле и на кузове.
Ну и после всего измеряем толщину тормозных дисков при помощи штангенциркуля. Если меньше 10,5 мм, то заменяем их новыми.
Таким образом, применяя перечисленный способы (по отдельности или все вместе), можно самостоятельно понять, пришла ли пора заменить тормозные диски или нет.
Примечания и дополнения
— Замена тормозных дисков на автомобилях ВАЗ 21083, 21093, 21099 производится парой (сразу в тормозных механизмах обеих колес автомобиля). При их замене следует соблюдать некоторые особенности, без знания которых можно все сделать не так. Подробно о них см. «Замена тормозных дисков на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099».
— В тормозной системе автомобилей ВАЗ 2108, 21081, 21083, 2109, 21091, 21093, 21099 применяются тормозные диски тормозных механизмов передних колес 2108-3501070 или аналогичные им разных производителей. Направляющий штифт 2101-3101082.
Еще статьи по тормозной системе автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Потек тормозной цилиндр заднего колеса
— Тормозные барабаны ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Устройство передних тормозов автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Разрабатываем тормозной цилиндр суппорта
— Кожух переднего тормозного диска ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Главный тормозной цилиндр тормозной системы ВАЗ 2108, 2109, 21099