Признаки неисправности передней подвески автомобиля

Признаки неисправности передней подвески автомобиля ВАЗПередняя подвеска практически любого автомобиля состоит из нескольких деталей. Это передние стойки с амортизаторами, пружинами и опорами, рычаги подвески, стойки стабилизатора и ступицы колес с подшипниками.

На примере передней подвески автомобиля ВАЗ 21083 (21093, 21099), как типичной для большинства переднеприводных автомобилей ВАЗ рассматриваемых на нашем сайте, попробуем разобраться какие имеются признаки ее неисправности и как определить, что именно в ней вышло из строя. Ну и, заодно, рассмотрим основные способы устранения возникших проблем.

Признаки неисправности деталей передней подвески автомобиля

1. Признаки неисправности амортизаторов стоек передней подвески.

Основная неисправность амортизаторов передней подвески автомобиля ВАЗ 21083 (21093, 21099) это потеря ими герметичности. В результате чего они перестают компенсировать раскачку кузова автомобиля при движении. Поэтому признаки неисправности у них следующие.

Ухудшение управляемости автомобиля.

При перестроениях (обгоне) на скорости и при вхождении в поворот автомобиль стал «плавать». Кузов заметно раскачивается. Приходится «ловить» дорогу рулем.

Стук со стороны подвески при проезде неровностей.

Обычно неисправные (пустые) амортизаторы стучат при проезде неровностей или при трогании с места, когда им приходится срабатывать. Либо при движении автомобиля по неровной дороге происходит «пробой» подвески, когда металлические детали ударяются друг о друга. Помимо этого можно услышать стук если разрушен буфер хода сжатия амортизатора.

буфер хода сжатия передней стойки
Буфер хода сжатия передней стойки

Бьет руль при движении автомобиля.

Как при движении так и при торможении.

Потеки жидкости на корпусе амортизаторов (если они масляные).

В случае разрушения сальника штока амортизатора, коррозии поверхности штока жидкость из амортизатора может уйти. На его корпусе будут видны потеки, которые трудно не заметить в ходе визуального осмотра. См. «Как понять, что амортизаторы подвески неисправны?».

Как проверить исправность амортизаторов передней подвески?

Для проверки амортизаторов энергично вверх-вниз раскачиваем угол автомобиля за бампер или верхнюю часть крыла. А потом резко отпускаем. Исправный амортизатор позволит кузову совершит не более двух колебаний вверх-вниз после прекращения раскачивания. Три колебания – амортизатор еще рабочий, но уже на подходе.

проверка амортизаторов ВАЗ
Проверка амортизаторов подвески автомобиля ВАЗ 21083 раскачкой кузова вверх-вниз

Меняются передние амортизаторы на автомобиле ВАЗ 21083 (21093, 21099) парой, сразу с двух сторон. Поштучная их замена не рекомендуется.

извлекаем амортизатор
Извлекаем амортизатор из корпуса стойки для замены
2. Признаки неисправности пружин передней подвески автомобиля.

Основные неисправности пружин подвески это проседание (усталостный эффект от длительной и тяжелой эксплуатации или если деталь низкого качества), а так же их поломка (например, после попадания колеса в яму на скорости).

Исходя из этого список признаков по которым можно самостоятельно определить неисправность пружин будет следующий.

Стук в подвеске при проезде неровностей.

Из-за снижения жесткости пружин или при их поломке удар в подвеску снизу не гасится. Срабатывают «отбойники» в стойках, что ощущается водителем как стук. Стучать может как с одной стороны (при поломке одной пружины), так и со всех сторон если неисправны все пружины.

Нарушение управляемости автомобиля.

Автомобиль «плавает» и смещается при движении и перестроении. Его приходится «ловить рулем» чтобы выровнять на дороге. Присутствует увод в сторону во время движения.

Проседание или перекос автомобиля.

Дорожный просвет автомобиля при проседании пружин заметно уменьшается. Становится сложно проезжать через препятствия которые раньше практически не замечал.

В случае повреждения только одной пружины подвески, например при поломке ее витков или проседания из-за низкого качества изготовления, то автомобиль заметно кренится на одну сторону. Особенно это заметно если его установить на ровную площадку.

Автомобиль стал подпрыгивать при проезде неровностей.

Во время движения по неровной дороге, либо при попадании колесом в яму автомобиль заметно подпрыгивает. Так как жесткость пружины снижена и ход подвески становится больше.

См. «Как понять, что пружины подвески автомобиля вышли из строя?».

Замену пружин подвески нужно проводить только парами на одной оси или всех сразу. По одной или по одному борту заменять их нельзя, так как такая замена сразу скажется на управляемости автомобиля в худшую сторону. Что очень опасно.

Как понять, что пружины подвески автомобиля вышли из строя?
Замена пружины стойки передней подвески ВАЗ 21083
3. Признаки неисправности верхних опор передних стоек автомобиля.

Верхние опоры стоек гасят их высокочастотные колебания. При выходе из строя подшипников стоек появляется дробный металлический стук при проезде неровностей. Для проверки накладываем ладонь руки на верхнюю опору стойки и качаем кузов вверх-вниз, как при проверке амортизаторов. Неисправный подшипник выдаст себя хрустом, хорошо ощутимым ладонью. При обнаружении неисправности, заменяем верхнюю опору вместе с подшипником. Подробнее: «Замена верхних опор стоек передней подвески ВАЗ 2108, 2109, 21099».

отворачиваем гайки опоры стойки
Опора передней стойки ВАЗ 2108, 2109, 21099 с опорным подшипником
4. Признаки неисправности стоек стабилизатора автомобиля.

Стук со стороны передней подвески при трогании автомобиля с места.

При трогании автомобиля с места со стороны одного или обоих передних колес автомобиля ощущается стук, отдающийся на рулевом колесе. Стук может быть небольшой (глухой), едва ощутимый или такой, что кажется, что колесо вот-вот отвалится. См. «Стук в передней подвеске при трогании автомобиля с места, причины».

Стук со стороны передней подвески при движении по неровной дороге.

При движении по неровной дороге не зажатый в резине конец стабилизатора будет стучать с еще большей силой, с каждым ходом подвески.

Ухудшение управляемости автомобиля во время движения.

Автомобиль начинает «плавать» при попытке перестроится во время движения или при обгоне, так как стабилизатор перестает выполнять свою функцию стабилизации в полной мере.

Для диагностики неисправности стоек стабилизатора проводится визуальный осмотр подозрительных деталей на предмет выявления разбитых и (или) потрескавшихся резиновых втулок. А так же проводим проверку наличия люфта в соединениях.

Для этого проделываем следующее.

Выворачиваем колеса для обеспечения доступа к стойкам стабилизатора.
Накладываем руку на верхний или нижний шарнир стабилизатора.
Помощник активно раскачивает автомобиль в поперечном направлении.
Если сайлентблок стойки стабилизатора разбит, рука ощутит люфт и стук.

При обнаружении неисправности, стойки стабилизатора ее придется заменить, причем меняются стойки сразу парой (с двух сторон автомобиля). А если обнаружен износ на штанге стабилизатора в месте контакта с резиновыми втулками, то придется заменить и ее. См. «Замена стоек стабилизатора автомобиля ВАЗ 2108 (2109, 21099)».

Стучат стойки стабилизатора, причины
Стойки стабилизатора поперечной устойчивости автомобиля ВАЗ 21083 (21093, 21099)
5. Признаки неисправности шаровых опор передней подвески.

Дробный одиночный или двойной стук в подвеске при движении.

Например, если ехать с небольшой скоростью по гравийной или неровной дороге. Отдает в руль. Во время движения по ровной дороге стуки отсутствуют.

Одиночные стуки при переезде препятствий (например, бордюров).

При наезде колесом на бордюр или на большой камень со стороны колеса слышен одиночный или двойной стук. Так же возможно появление стука при трогании автомобиля с места.

Скрипы в передней подвеске при повороте рулевого колеса.

Которые могут исчезнуть при движении в дождь.

Неравномерный износ протектора передних колес.

Шаровая опора с люфтом хоть и не значительно, но изменяет величину развала колес. Возможно стирание протектора шины при длительной эксплуатации автомобиля с такой неисправностью.

При появлении таких признаков имеет смысл провести проверку состояния шаровых опор передней подвески.

Сначала на слух определяем с какой стороны стучит. Далее проверяем шаровую, чтобы определить, что стучит именно она. Поддомкрачиваем автомобиль и снимаем его колесо, либо загоняем его на яму (эстакаду, подъемник). При помощи монтажки перемещаем палец шаровой относительно ее корпуса способом указанным на фотографии.

проверка шаровой опоры
Проверка люфта в шаровой опоре передней подвески используя монтажку как рычаг

Для этого упираем монтажку на нижний рычаг и поддеваем ее наконечником болт крепления шаровой. Перемещаем монтажку вверх-вниз. Если палец заметно выдвигается из корпуса шаровой значит она неисправна и подлежит замене. См. «Как определить, что пришла пора менять шаровые опоры подвески?».

6. Признаки неисправности подшипника ступицы переднего колеса.

Появился гул или даже вой при движении автомобиля.

Неисправный подшипник ступицы колеса издает хорошо ощутимый повышенный шум — гудит, либо вообще воет на повышенных тонах при движении автомобиля. Не заметить его невозможно так как он давит на уши и действует на нервы. Но, в ряде случаев, на определенной скорости (например, до 40 км/ч) шум может не ощущаться, что часто вводит в заблуждение водителя автомобиля и вызывает вопрос о том, что это гудит. Так же бывает трудно сразу понять какой именно подшипник загудел, на каком колесе.

Для того чтобы предварительно определить, загудел подшипник или что-то еще в трансмиссии автомобиля необходимо пустить автомобиль накатом (по ровному участку дороги на нейтральной передаче) и послушать гул. Если он остался, то скорее всего пришла пора заменить подшипник колеса. Если гул исчез, то его причина возможно кроется в неисправности иных механизмов.

Появился стук в подвеске при трогании с места и при движении автомобиля.

Разрушенный подшипник может издавать стук так как имеет люфт.

Еще несколько признаков разрушения ступичного подшипника см. в статье — «Как понять, что пришла пора заменить подшипник колеса?».

Проверяем люфт подшипника ступицы переднего колеса ВАЗ 21093
Проверяем люфт подшипника ступицы переднего колеса автомобиля ВАЗ 21093 (21083, 21099)

Причинами выхода из строя подшипника ступицы переднего колеса являются износ его сепараторов и роликов в следствии длительной эксплуатации автомобиля (время подошло), высокой нагруженности (частое движение по плохим дорогам и (или) на повышенных скоростях), сильного удара в колесо при проезде ям, низкого качества детали, неправильной установке при замене, попадании грязи, влаги и пыли из-за отсутствия пыльника.

7. Хорошо ощутимый стук и скрежет при попытке тронуться на автомобиле.

Деформированы или плохо закреплены детали подвески. Либо разбиты сайлентблоки рычагов.

В ходе визуального осмотра и протяжки болтов и гаек определяем причину неисправности.

Признаками износа сайлентблока рычага подвески можно считать стук со стороны передней подвески при трогании с места и движении по неровностям, ухудшение управляемости автомобиля при перестроениях.

Этот сайлентблок можно выпрессовать из проушины рычага при помощи съемника или тисков с отрезками трубок подходящего диаметра. Для запрессовки нового сайлентблока опять же используем съемник или тиски. Сайлентблок перед запрессовкой смазываем мыльным раствором. См. «Замена сайлентблока рычага передней подвески ВАЗ 21083».

сайлентблок рычага передней подвески ВАЗ 21083
Сайлентблок рычага передней подвески автомобиля ВАЗ 21083 (21093, 21099). Передняя стойка для наглядности снята.

Таким образом, можно сделать вывод, что основным признаком неисправности любых деталей передней подвески автомобиля является стук при движении по неровной дороге. А, что именно стучит придется выяснять методами диагностики, описанными выше.

Примечания и дополнения

— Диагностировать причину стука и иных посторонних звуков в передней подвеске автомобиля ВАЗ 21083 (21093, 21099) необходимо поэтапно — от простого к сложному, учитывая сколько времени те или иные детали эксплуатируются, сведения о предшествующих ремонтах, а так же информацию ударах в подвеску (проезд ям на скорости, длительная эксплуатация на плохих дорогах и пр.).

— Причины возникновения стука, скрежета и иных посторонних звуков со стороны передней подвески, связанные с другими деталями автомобиля.

Неисправны наконечники рулевых тяг (рулевые наконечники).

Наиболее часто встречающаяся неисправность. Стук дробный. Передается на рулевое колесо.  Появляется при движении по неровностям («гребенке»). Проверить исправность наконечников можно как одному так и с помощником. Подробнее: «Проверка наконечников рулевых тяг автомобиля ВАЗ 2108, 2109, 21099».

стучит подвеска автомобиля
Проверка люфта в рулевом наконечнике при помощи монтажки. Если больше 3 мм — наконечник под замену.

Если один наконечник исправен, а второй нет, то лучше заменить сразу оба. Но, не обязательно.

Возможно неисправна рулевая рейка.

У нее часто разбивает опорную втулку в корпусе или рейка требует регулировки.

Рейка стучит.

Вышли из строя опоры («подушки») двигателя автомобиля.

Стук проявляется при трогании с места, резкой остановке, переключении передач. Чаще всего выходит из строя передняя опора двигателя, так она самая нагруженная (все трогания-остановки автомобиля заставляют переднюю опору работать на растяжение-сжатие под весом двигателя). Визуально осматриваем опору на на наличие расслоения и трещин резины и проседание вниз. Смотрим на спереди на двигатель. При неисправной подушке он стоит неровно (сторона с приводом ГРМ опущена вниз). Неисправную подушку (подушки) заменяем новой.

Защита двигателя касается поддона картера двигателя.

Защита погнута и соприкасается с поддоном двигателя, что вызывает металлический стук в нижней части автомобиля. Длинной монтажкой отгибаем защиту вниз.

Плохо закреплена ступица колеса или колесный диск на ней.

См. «Как открутить гайку ступицы колеса ВАЗ 2108, 2109, 21099?».

Как отвернуть гайку ступицы колеса
Крепление спупичной гайки переднего колеса

Вышел из строя наружный шрус привода колеса.

Или оба шруса сразу.

— Согласно руководству по эксплуатации автомобиля ВАЗ 21083 (21093, 21099) необходимо проводить проверку деталей передней подвески раз в 15 тыс. км пробега. Но, на практике, рекомендуется делать это почаще. Например, раз в 10.000 км пробега.

Еще статьи по подвеске автомобиля ВАЗ 21083 (21093, 21099)

— Замена подшипника ступицы заднего колеса на автомобиле ВАЗ 2108, 2109, 21099 и их модификациях

— Подшипники передней и задней ступиц колес автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099

— Замена задних стоек на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099

— Замена передних стоек ВАЗ 2108, 2109, 21099

— Стук, хруст и щелчки в передней подвеске при повороте автомобиля, причины

Подписывайтесь на нас!
Twokarburators-Vk
Twokarburators-Ok
Twokarburators-Telegram
Twokarburators-Dz

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *