Основные неисправности системы охлаждения двигателя

Система охлаждения двигателя автомобиля необходима для поддержания определенного температурного режима при его работе.

Что позволяет избежать выхода из строя деталей, а так же создает условия для наиболее оптимального и эффективного сгорания топливной смеси. В случае выхода из строя элементов системы охлаждения двигатель автомобиля начинает либо перегреваться, либо, наоборот, не прогреваться до рабочей температуры.

Перечислим основные неисправности системы охлаждения двигателя автомобиля. А так же посмотрим какие есть рекомендации по их диагностике и устранению. Что бы в случае возникновения каких-либо проблем можно было бы сразу разобраться что к чему.

В качестве примера используем двигатель 2111 (1,5 л., 8 клапанов), что ставился на автомобили ВАЗ 21083, 21093, 21099, 2113, 2114, 2115, 2110. Так как ее устройство и принцип действия типичен для большинства двигателей автомобилей ВАЗ, рассматриваемых на нашем сайте.

Основные неисправности системы охлаждения двигателя автомобиля

1. Неисправность радиатора системы охлаждения.

Радиатор может начать течь. Обычно он пропускает антифриз (тосол) в местах присоединения бачков (через прокладку). Либо при повреждении его трубок. Например при некачественном ремонте или попадании камня с дороги. Так же возможно загрязнение его наружной поверхности. Так как при движении автомобиля он принимает на себя всю грязь. Или внутреннее засорение илом из бензобака, остатками герметика, продуктами окисления и распада деталей системы.

При наличии перечисленных проблем двигатель автомобиля начинает перегреваться. В зависимости от их величины в большей или меньшей степени. В лучшем случае вентилятор на радиаторе начинает чаще включаться. В худшем, например, при наличии большой и внезапной течи, перегрев может быть значительным. С разными негативными последствиями.

Как понять, что система охлаждения двигателя автомобиля загрязнена?

Для устранения течи радиатора можно заменить прокладки его бачков. Механическое повреждение устраняется пайкой. Но чаще всего неисправный радиатор просто заменяют на новый. Так как это более целесообразно. И экономит время и средства.

Для устранения внешнего загрязнения радиатор можно промыть струей воды и почистить щеткой. Внутреннее загрязнение устраняется промывкой. При чем промывать можно как снятый радиатор, так и без снятия. Специальными составами.

2. Вышел из строя насос системы охлаждения (помпа).

Что может сломаться в помпе системы охлаждения двигателя?

Течь охлаждающей жидкости (ОЖ).

При износе сальника или подшипника (при износе подшипника вал помпы начинает «бить») происходит разгерметизация уплотнения вал-сальник и как следствие утечка ОЖ (антифриз, тосол) из системы охлаждения двигателя по валу помпы. Иногда в роли «виновника» течи ОЖ выступает изношенное уплотнительное кольцо на корпусе насоса.

Заклинивание помпы.

При выходе из строя подшипника на котором вращается вал помпы, возможно его заклинивание, что часто приводит к обрыву ремня ГРМ.

Снижение эффективности циркуляции охлаждающей жидкости.

При загрязнении подводящей трубы (например, остатками герметика, применяемого при ремонте) возможно снижение эффективности циркуляции ОЖ. Такой же эффект будет при разрушении крыльчатки насоса (например, при использовании некачественного, слишком агрессивного тосола).

При любой из перечисленных проблем помпы вполне возможна ситуация, что двигатель автомобиля перегреется. Антифриз (тосол) может закипеть.

Проверка исправности насоса (помпы).

Для проверки состояния помпы необходимо периодически проверять люфт ее вала. Для этого придется снимать переднюю крышку ремня ГРМ и рукой, с усилием, покачивать вал помпы за зубчатый шкив. В исправной помпе люфта быть не должно.

Качаем помпу за шкив

Насос ОЖ (помпу) двигателя 2111 автомобилей ВАЗ можно отремонтировать. Для этого нужно спрессовать крыльчатку, шкив, вывернуть стопорный болт подшипника. Чаще всего меняется подшипник и сальник. Но, проще сэкономить время и трудозатраты, и заменить неисправную помпу целиком, так как стоит она не так уж и дорого.

3. Неисправен термостат системы охлаждения двигателя.

Основная неисправность термостата — заклинивание его основного клапана. Чаще всего он начинает заклинивать по причине износа (выхода из строя) термоэлемента. В результате термостат просто перестает работать.

Так же клапан термостата теряет нужную подвижность из-за налипших на него загрязнений. А именно отложений из некачественной охлаждающей жидкости или остатков герметика, применявшегося при ремонте системы охлаждения.

Заклинивает основной клапан термостата

При этом, если основной клапан термостата заклинил в закрытом положении, ОЖ циркулирует только по малому кругу (без радиатора). В результате чего двигатель автомобиля быстро нагревается и перегревается.

Если же основной клапан заклинил в открытом положении, то ОЖ циркулирует сразу по малому и большому кругам (включая радиатор) и нагреться ей практически невозможно, так как площадь охлаждения у радиатора большая.

Основной метод решения проблемы с неисправным термостатом — его замена на новый или снятие и промывка от загрязнения.

4. Воздушная пробка в системе охлаждения двигателя.

Практически всегда воздушные пробки в системе охлаждения двигателя 2111 автомобилей ВАЗ 2113, 2114, 2115 возникают после замены элементов системы охлаждения (печки, крана отопителя, радиатора, шлангов), которая сопровождается частичным или полным сливом и последующим заливом охлаждающей жидкости (антифриза, тосола).

Помимо этого, при проведении плановой работы по замене тосола или антифриза в системе, можно запросто «загнать» туда воздушную пробку если не соблюдать некоторые ее особенности. Например если при заливке жидкости не был снят подводящий патрубок с дроссельного узла (для удаления воздуха из системы).

Завоздушенная система охлаждения приводит к перегреву двигателя.

Для устранения неисправности можно проделать следующее. Загоняем автомобиль передними колесами на уклон, чтобы нос был задран вверх и находился несколько выше кормы. Пускаем двигатель и прогреваем его до рабочей температуры. Глушим. Снимаем один из шлангов идущих на дроссельный патрубок. Пускаем двигатель или прокручиваем его стартером. При появлении ОЖ из шланга надеваем его на штуцер. См. «Воздушная пробка в системе охлаждения двигателя ВАЗ 2113, 2114, 2115».

Воздушная пробка в системе охлаждения двигателя ВАЗ 2113, 2114, 2115, причины и ее устранение

5. Прогорела прокладка головки блока двигателя.

Прогорание прокладки головки блока может привести к течи и (или) смешению рабочих жидкостей и газов двигателя, так как она уплотняет соединения каналов системы смазки, системы охлаждения и камер сгорания.

Прогорела прокладка головки блока двигателя автомобиля

Например, моторное масло смешивается с охлаждающей жидкостью (ОЖ).

При этом на масляном щупе и на пробке маслоналивной горловины появляется светлый налет (водно-масляная эмульсия). Количество этой эмульсии может быть больше или меньше, в зависимости от степени прогорания прокладки.

В результате нарушается нормальная работа двигателя автомобиля практически на всех режимах, так как отказывает один из цилиндров.

См. «Прогорела прокладка головки блока двигателя, признаки, причины».

6. Трещина в головке блока двигателя.
Еще статьи по двигателю 2111 автомобилей ВАЗ
Подписывайтесь на нас!
Twokarburators-Vk
Twokarburators-Ok
Twokarburators-Telegram
Twokarburators-Dz

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *