Форсунка системы впрыска топлива автомобильного двигателя представляет собой устройство для подачи топлива с электромагнитным игольчатым запорным клапаном.
С одной стороны (из топливной рампы) в форсунку, через имеющийся в ней топливный фильтр, поступает под давлением топливо. С другой стороны оно впрыскивается через распылитель во впускной коллектор двигателя, на впускной клапан.
Особенности устройства форсунки
Распылитель форсунки имеет четыре калиброванных выходных отверстия. В корпусе форсунки расположен электромагнит, который при подаче на него напряжения поднимает иглу, освобождая путь топливу, и возвратная пружина, возвращающая иглу в исходное запирающее подачу топлива положение при обесточивании электромагнита.
Посадка форсунки в топливной рампе и впускном коллекторе уплотнена резиновыми колечками. Помимо этого, в топливной рампе, она закреплена пружинной стопорной скобой.
Электромагнит имеет выводы, которые находятся в соединительной колодке форсунки. Туда присоединяется жгут проводов ЭСУД.
Неисправности форсунок системы впрыска двигателя
На примере форсунок BOSCH 0280150996 двигателя 2111 (1,5 л) автомобиля ВАЗ 21093 (21083, 21099) рассмотрим основные их неисправности. Что бы в случае возникновения каких-либо проблем с работой двигателя можно было бы сразу определить что к чему.
1. Наружная течь форсунок.
Потерявшие упругость в процессе длительной эксплуатации уплотнительные кольца форсунок, могут пропускать бензин. Возникнет его так называемая наружная течь. В некоторых случаях, на поверхностях возле колец могут иметься потеки топлива. Подняв капот автомобиля можно запросто ощутить устойчивый запах бензина.
2. Внутренняя течь форсунок.
Внутреннюю течь форсунок можно определить по нескольким признакам. См. «По каким признакам можно определить, что текут форсунки?». Перечислим некоторые из них.
Затрудненный запуск двигателя.
При применении некачественного топлива или загрязнении системы питания форсунки выходят из строя, так как загрязняется их распылитель. При работе такой форсунки топливо не распыляется, а просто вытекает или капает из нее. Топливная смесь излишне обогащается, запуск двигателя затрудняется.
В другом случае, если игольчатые клапаны форсунок закрываются неплотно, то они подтекают после выключения двигателя (внутреннее подтекание). Происходит это из-за того, что в топливной рампе сохраняется давление, которое выгоняет из нее бензин через негерметичные форсунки. Пары бензина заполняют впускной коллектор и при последующем пуске двигателю приходится опять работать на переобогащенной топливной смеси. Его пуск происходит только после нескольких попыток. Такая неисправность часто возникает после непродолжительной стоянки автомобиля (до часа).
Дым из глушителя.
Помимо этого при текущих форсунках системы впрыска при пуске и прогреве двигателя автомобиля из выхлопной трубы глушителя идет белый дым (серо-белый) с хорошо ощутимым запахом бензина. При чем основные параметры работы двигателя (запуск, холостой ход, динамика) могут быть в норме. Это последствие дополнительного обогащения топливной смеси из за подтекания форсунок. При сильном переобогащении возможны пропуски зажигания в цилиндре (двигатель подтраивает) и хлопки в выхлопную трубу глушителя.
Мокрая свеча зажигания.
Мокрая и в ряде случаев даже отмытая бензином. В одном или даже нескольких цилиндрах.
Моторное масло пахнет бензином.
Часть бензина, попадающий через негерметичную форсунку в камеру сгорания, в дальнейшем оказывается в моторном масле. Если вытащить и понюхать щуп, он будет пахнуть бензином.
Помимо перечисленных признаков подтекающие форсунки могут быть (наряду с другими неисправностями) причиной нестабильного холостого хода, вялого разгона или разгона с рывками, снижения мощности и приемистости двигателя, увеличения расхода топлива.
Обнаружив перечисленные признаки течи форсунок необходимо заняться проверкой их работы. Просто так это сделать не получится. Необходимо специальное оборудование чтобы оценить их производительность и качество распыла топлива. Самостоятельно можно заменить уплотнительные кольца на форсунках и при помощи вольтметра проверить подается на форсунку напряжение или нет.
3. Повреждение обмотки форсунки.
Выйти из строя может и электрическая часть форсунки. Возможен обрыв или короткое замыкание ее обмотки. В этом случае форсунка подлежит замене. Так как работать она не будет.
Помимо выхода из строя электрической части форсунки, может быть неисправна идущая к ней проводка. Выявить что именно произошло можно в ходе простой проверки. Исходя из того, что номинальное сопротивление обмотки форсунки при 20 градусах по Цельсию составляет 11,7 – 12,6 Ом. Расскажем о ней в отдельной статье на нашем сайте.
Примечания и дополнения
— В случае если форсунка сильно течет возможен гидроудар бензином в двигателе. Конечно для этого нужно определенное стечение обстоятельств. Например, если несколько раз за определенный промежуток времени включали зажигание, а двигатель не запускали. Тем самым несколько раз активировали топливный насос который нагнал бензина. Плюс впускной клапан в цилиндре был открыт. Плюс если обороты коленчатого вала после пуска достигли определенного значения (около 1500 об/мин).
Применяемость форсунок в системе впрыска топлива двигателя 2111 автомобилей ВАЗ 21083, 21093, 21099.
В системе подачи топлива инжекторного двигателя автомобилей ВАЗ 21083, 21093, 21099 применяются электромагнитные форсунки производства GM: 2111-1132010-01 и аналогичные отечественного производства: 2111-1132010-02, 2111-1132010-03, 2111-1132010-04. Помимо этого можно использовать форсунки фирмы BOSH и SYMENS со схожими характеристиками.
Принцип действия форсунки.
В форсунку, из топливной рампы, постоянно поступает под давлением топливо. Контроллер подает напряжение (управляющий импульс) на электромагнитный клапан форсунки, отпирая его. Находящееся под давлением топливо попадает в распылитель форсунки и впрыскивается во впускной коллектор в виде так называемого конического факела. В коллекторе топливо смешивается с воздухом и засасывается в цилиндры через впускные клапана. Продолжительность открытия форсунки и соответственно объем впрыскиваемого топлива регулируется контроллером и зависит от режима работы двигателя (продолжительность импульса). При обесточивании клапана запорная игла, под действием возвратной пружины, возвращается в исходное положение, запирая его и прекращая подачу топлива.
Еще статьи по системе впрыска двигателя автомобиля
- Признаки забитого топливного фильтра инжекторного двигателя
- Давление в топливной рампе двигателя автомобилей ВАЗ
- Попарно-параллельный впрыск топлива инжекторного двигателя
- Признаки (симптомы) неисправности адсорбера
- Схема системы улавливания паров топлива двигателя 2111 (Евро 2)
- Признаки (симптомы) неисправности регулятора давления топлива