Карбюраторный двигатель 21083 (1,5 л) автомобилей ВАЗ 21083, 21093, 21099 имеет несколько датчиков установленных как непосредственно на нем, так и на элементах его систем.
Они предназначены для контроля за работой его систем и механизмов.
Перечислим их в виде списка, чтобы в случае необходимости диагностики неисправностей или ремонта можно было бы сразу понять, что к чему.
Все датчики двигателя 21083 автомобилей ВАЗ 21083, 21093, 21099
1. Датчик аварийного давления масла в системе смазки двигателя.
Датчик давления масла работающий в паре с контрольной лампой аварийного давления масла необходим для контроля за давлением масла в системе смазки двигателя. В случае снижения давления масла датчик замыкает электрическую цепь контрольной лампы на «массу» и та загорается, сигнализируя водителю, что в двигателе автомобиля имеются критические неисправности.
Датчик давления масла на двигателе 21083 автомобилей ВАЗ 21083, 21093, 21099 установлен в головке блока с правой стороны, возле впускного коллектора. Он завернут по резьбе в специальное отверстие. На его вывод крепится наконечник провода к лампе аварийного давления масла (в щитке приборов).
Подробно об этом датчике его принципе действия, применяемости и т.п. см. «Датчик давления масла ВАЗ 2108, 2109, 21099».
2. Датчик указателя температуры охлаждающей жидкости.
Указатель температуры охлаждающей жидкости в щитке приборов автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 и их модификаций получает информацию о температуре ОЖ в системе охлаждения с датчика, установленного в блок цилиндров двигателя. Это датчик указателя температуры охлаждающей жидкости ТМ 106.
На автомобилях ВАЗ 21083, 21093, 21099 с карбюраторным двигателем 21083 он ввернут в торец блока цилиндров, над картером коробки передач. К нему идет всего один провод («минусовой»).
Подробно о датчике см. «Датчик указателя температуры охлаждающей жидкости ВАЗ 2108, 2109, 21099».
3. Датчик включения вентилятора радиатора.
Датчик включения вентилятора в системе охлаждения карбюраторного двигателя предназначен для включения или выключения вентилятора на радиаторе в зависимости от температуры охлаждающей жидкости (ОЖ) в системе охлаждения.
Датчик включения вентилятора ввернут в резьбовое отверстие правого (по ходу автомобиля) бачка радиатора охлаждения.
Датчик включения вентилятора установлен в разрыв минусового провода ведущего к реле включения вентилятора в монтажном блоке. При повышении температуры в радиаторе системы охлаждения до 99±3º С, контакты внутри датчика включения вентилятора замыкаются биметаллической пластиной, и электрический ток (минус) через него поступает на реле в монтажном блоке. С реле ток (уже плюс) идет на электромотор вентилятора на радиаторе и включает его.
Подробно о датчике см. «Датчик включения (выключения) вентилятора системы охлаждения карбюраторного двигателя автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099».
4. Датчик-винт ЭПХХ карбюратора Солекс 21083.
Винт регулировки «количества» топливной смеси на карбюраторах Солекс 2108, 21081, 21083 помимо своей непосредственной функции (регулировать количество топлива поступающего в двигатель через СХХ) так же является частью системы ЭПХХ.
Она отвечает за отключение подачи топлива через систему холостого хода карбюратора на принудительном холостом ходу (сброс газа, переключение передач, движение накатом), а так же после остановки двигателя для предотвращения дизелинга (работы двигателя после выключения зажигания).
Винт «количества» играет в системе ЭПХХ роль информатора об открытии или закрытии дроссельной заслонки 1-й камеры. Поэтому его другое название датчик-винт ЭПХХ или концевой выключатель.
Подробно о датчике-винте см. «Проверка и ремонт датчика-винта ЭПХХ (винта «количества») карбюратора Солекс».
5. Датчик Холла.
Датчик Холла предназначен для определения момента искрообразования в бесконтактной системе зажигания (БСЖ) автомобиля.
Принцип действия датчика основан на эффекте Холла, когда магнитное поле проводника изменяется при прохождении в нем специального экрана с прорезями.
На практике это выглядит так: датчик Холла автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 установлен на опорной пластине трамблера и состоит из двух частей – магнита и элемента Холла с усилителем. На датчик Холла подается напряжение с коммутатора (вывод 5) через токовый красный провод. «Масса» так же с коммутатора – бело-черный провод с вывода 3. Магнит создает магнитное поле, элемент Холла принимает его, создает напряжение, которое усиливает усилитель и через зеленый импульсный провод напряжение подается на коммутатор (вывод 6).
Подробно о датчике Холла см. «Датчик Холла — назначение, принцип действия».
Если на двигатель 21083 установлена микропроцессорная система зажигания, то дополнительно к этим датчикам добавятся еще несколько. Например, датчик угловых импульсов и датчик отсчета.
Примечания и дополнения
— Аналогичные датчики установлены и на двигатели 2108 (1,3 л), 21081 (1,1 л) автомобилей ВАЗ 2108, 21081, 2109, 21091, 21099.
— Инжекторный двигатель 2111 этих же автомобилей имеет другие датчики. Подробно о них расскажем в отдельной статье.
Еще статьи по электрооборудованию двигателя 21083 автомобилей ВАЗ 21083, 21093, 21099
— Аккумуляторная батарея (АКБ) ВАЗ
— Технические характеристики генераторов ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Датчик уровня топлива (ДУТ) автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Центробежный регулятор опережения зажигания автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Вакуумный регулятор опережения зажигания автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099