Датчик включения (выключения) вентилятора системы охлаждения карбюраторного двигателя автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099

датчик включения вентилятораДатчик включения вентилятора является элементом системы охлаждения карбюраторного двигателя (2108, 21081, 21083) автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 и их модификаций.

Датчик включения (выключения) вентилятора системы охлаждения карбюраторного двигателя автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099

1. Назначение датчика включения вентилятора.

Датчик включения вентилятора в системе охлаждения карбюраторного двигателя предназначен для включения или выключении в зависимости от температуры ОЖ вентилятора на радиаторе.

2. Расположение на автомобиле.

Датчик включения вентилятора ввернут в резьбовое отверстие правого (по ходу автомобиля) бачка радиатора охлаждения.

расположение датчика включения вентилятора радиатора
Расположение датчика включения вентилятора на радиаторе
3. Устройство датчика включения вентилятора.

Корпус датчика выполнен из латуни или бронзы. Это продолговатый цилиндрический баллон, имеющий в верхней части гайку, в средней резьбу, а в нижней плоскую поверхность. Соединение датчика с радиатором уплотнено алюминиевым или медным уплотнительным кольцом. Датчик имеет два вывода: на один ток подается (минус), с другого уходит на реле включения вентилятора (113.3747) в монтажном блоке (также минус). Внутри корпуса выводы имеют два контакта. Так же внутри корпуса расположена биметаллическая пластина (прикреплена к днищу), по мере нагрева она изменяет свою кривизну и замыкает контакты.

4. Принцип действия датчика включения вентилятора.

На автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099 до 1998 г. в. с монтажным блоком предохранителей 17.3722 (пальчиковые предохранители).

Датчик включения вентилятора установлен в разрыв минусового провода ведущего к реле включения вентилятора в монтажном блоке. При повышении температуры в радиаторе системы охлаждения до 99±3º С, контакты внутри датчика включения вентилятора замыкаются биметаллической пластиной, и электрический ток (минус) через него поступает на реле в монтажном блоке. С реле ток (уже плюс) идет на электромотор вентилятора на радиаторе и включает его.

На автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099 после 1998 г. в. с монтажными блоками 2114, реле включения вентилятора удалено из электрической цепи. Датчик включения вентилятора также установлен в разрыв минусового провода, но уже идущего напрямую к вентилятору. Температура замыкания контактов аналогична.

Если температура в радиаторе падает ниже 93±3º С, биметаллическая пластина размыкает контакты, электромотор вентилятора обесточивается.

5. Неисправности датчика включения вентилятора.

В случае неисправности датчика охлаждающая жидкость (антифриз, тосол) начинает кипеть, что заметно в расширительном бачке.  Датчик включения вентилятора редко выходит из строя, так как ломаться там практически нечему. Причинами его отказа может быть низкое качество изготовления, механическая деформация. При появлении проблем с включением вентилятора на радиаторе следует проверить в первую очередь его электрические соединения. Сняв с датчика оба провода, соединяем их между собой. Включаем зажигание. Если вентилятор заработал – неисправен датчик включения (выключения). Если нет, неисправность следует искать в других элементах цепи.

См. «Как определить почему не включается вентилятор радиатора?».

Помимо этого возможна ситуация, когда вентилятор на радиаторе не выключается после включения. Практически всегда в этом виноват датчик. Подробнее: «Постоянно работает вентилятор радиатора на карбюраторной ВАЗ 21093».

6. Применяемость датчика включения вентилятора.

В системе охлаждения карбюраторного двигателя автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 применяется датчик ТМ 108 с маркировкой на корпусе «99-94». Он работает как через реле в монтажном блоке в автомобилях до 1998 г. в., так и без реле в автомобилях более поздних годов выпуска. В продаже также имеются аналоги данного датчика разных производителей.

Примечания и дополнения

— На инжекторном двигателе автомобилей ВАЗ 21083, 21093, 21099 включение вентилятора системы охлаждения происходит по команде блока управления (ЭБУ), анализирующего показания датчика температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ).

— В системе охлаждения карбюраторных и инжекторного двигателя автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 присутствует еще один температурный датчик. Это датчик указателя температуры в щитке приборов (ТМ 106).  Он работает только на указатель температуры.

Еще статьи по системе охлаждения двигателя автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099

— Термостат системы охлаждения двигателя ВАЗ 21083 (21093, 21099)

— Перегревается двигатель на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099, причины

— Потек радиатор системы охлаждения двигателя

— Электрическая схема включения вентилятора системы охлаждения карбюраторного двигателя автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099

— Проверка системы охлаждения двигателя ВАЗ 2108, 2109, 21099

— Проверка исправности вентилятора радиатора ВАЗ 2108, 2109

Подписывайтесь на нас!
Twokarburators-Vk
Twokarburators-Ok
Twokarburators-Telegram
Twokarburators-Dz

Датчик включения (выключения) вентилятора системы охлаждения карбюраторного двигателя автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099: 4 комментария

  1. » Потом еще один купил — он тоже не срабатывает. Ничего не пойму. Уже и в горячей воде их проверял, нулевая реакция.»
    нулевая реакция т.е. в горячей воде при 99 С не срабатывает датчик? Значит проблема в датчике.

  2. Термостат новый, машину прогревал хорошо. Радиатор очень горячий.
    А датчики эти я уже устал покупать)))

  3. Раз при замыкании проводов, без датчика, вентилятор работает значит остальная электрическая цепь исправна и в нее можно не лезть. Остается либо еще раз менять датчик или подольше погреть двигатель. А также потрогать термостат при прогреве. Сначала его низ должен быть холодным, потом теплеть и становиться горячим. А если он сразу весь прогревается, то возможно заклинил и тогда тосол будет прогреваться очень долго, и вентилятор соответственно включаться не будет.

  4. У меня очень интересный случай произошел.

    Вентилятор был подключен через кнопку, то есть включался принудительно, когда это было нужно. Я решил сделать все так как оно должно быть с завода: переделал проводку, все на место поставил, как было, но вентилятор не срабатывает!
    Проверяю датчик, замыкаю два идущих от него провода при включенном зажигании — вентилятор работает. Значит, думаю, причина в датчике.
    Поставил новый — та же песня. Потом еще один купил — он тоже не срабатывает. Ничего не пойму. Уже и в горячей воде их проверял, нулевая реакция.

    Что это может быть? Может это помпа неисправна? Хотя машина до этого не грелась…
    Машина, кстати, ВАЗ 21099, карбюратор.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *