Разберемся, что представляет собой датчик холостого хода двигателя 2111 (1,5 л., 8 клапанов) автомобиля ВАЗ 2114, ВАЗ 2115 и ВАЗ 2113.
Сразу следует сказать, что на самом деле, датчик холостого хода вовсе ни какой не датчик. Так как он не передает ни какой информации ЭБУ (контроллеру). Это, так называемый, регулятор холостого хода (РХХ) — одно из исполнительных устройств электронной системы управления двигателем (ЭСУД). Название «датчик» закрепилось за ним в связи со схожестью его с другими датчиками.
Нас будет интересовать назначение РХХ, его устройство и принцип действия, основные неисправности и номер в каталоге для замены.
1. Назначение датчика холостого хода.
Датчик (регулятор) холостого хода (РХХ) ЭСУД двигателя 2111 (1,5 л., 8 клапанов) автомобилей ВАЗ 2114, ВАЗ 2113, ВАЗ 2115 предназначен для регулировки объема подаваемого воздуха во впускной коллектор с целью обеспечения работы двигателя на холостом ходу при закрытой дроссельной заслонке. Помимо этого РХХ участвует в запуске двигателя автомобиля, его работе при прогреве и на переходных режимах.
2. Устройство РХХ.
Регулятор холостого хода состоит из двухполюсного шагового двигателя, имеющего две обмотки статора, сердечник со штоком и подпружиненным конусным наконечником. Вращательное движение сердечника преобразуется в поступательное перемещение штока с наконечником (соединение гайка-винт). При вращении ротора в одну сторону шток вытягивается, при вращении в другую втягивается.
3. Расположение на автомобиле.
РХХ установлен в нижней части корпуса дроссельного патрубка, перекрывает своим наконечником сечение байпасного канала, по которому воздух поступает во впускной коллектор двигателя.
4. Принцип действия датчика холостого хода.
По сигналу контроллера (ЭБУ), на разных режимах работы двигателя, регулятор холостого хода перемещением наконечника штока изменяет величину проходного сечения байпасного канала, через который подается воздух под дроссельную заслонку. Предельно выдвинутое положение штока является исходным (нулевой шаг). Его можно наблюдать на незапущенном двигателе при выключенном зажигании. В этом положении сечение байпасного канала полностью перекрывается наконечником, и воздух под дроссельную заслонку не поступает. Полностью втянутый шток соответствует перемещению на 255 шагов и полностью открытому байпасному каналу.
Подробнее: «Принцип действия регулятора холостого хода (РХХ)».
5. Неисправности в работе двигателя связанные с РХХ.
— повышенные либо пониженные обороты холостого хода;
— «плавающие» обороты холостого хода;
— затрудненный запуск двигателя (возможен только при нажатии на педаль «газа»);
— двигатель глохнет после сброса «газа» и (или) переключении передач;
— снижение оборотов холостого хода двигателя после включения мощных потребителей.
Выйти из строя может как сам РХХ, так и его электрические цепи. В ряде случаев имеет смысл снять РХХ, проверить, прочистить его и его посадочное гнездо.
6. Применяемость датчика холостого хода.
На автомобилях ВАЗ 2114, ВАЗ 2113 и ВАЗ 2115 с двигателями оборудованными ЭСУД и впрыском топлива устанавливается регулятор холостого хода 2112-1148300-01 или 2112-1148300-02.
Примечания и дополнения
— Шаговый мотор – специальный тип электродвигателя, без щеток, имеющий две обмотки возбуждения в статоре и сердечник (ротор) из магнитного металла. При подаче напряжения на одну из обмоток сердечник поворачивается на определенный угол, при подаче напряжения на другую обмотку еще на один. Таким образом, полный оборот сердечника разделен на несколько частей – шагов.
— При установке нового регулятора холостого хода необходимо отрегулировать выступание его запорной иглы, которое не должно превышать 23 мм. См. «Регулировка выступания иглы регулятора холостого хода».
Еще статьи по электронной системе управления двигателем (ЭСУД) ВАЗ 2114, 2113, 2115
- Зачем нужен второй — диагностический датчик кислорода?
- Адсорбер СУПБ двигателя автомобиля ВАЗ 2113, 2114, 2115
- Датчик детонации ЭСУД двигателя 2111 ВАЗ 2113, 2114, 2115
- Разновидности ЭСУД двигателя 2111 автомобилей ВАЗ
- Признаки неисправности датчика температуры ДТОЖ ЭСУД