Адсорбер является элементом системы улавливания паров бензина (СУПБ) двигателя автомобилей ВАЗ 2113, ВАЗ 2114 и ВАЗ 2115.
Данная система имеется в электронных системах управления (ЭСУД) двигателя этих автомобилей, рассчитанных на выполнение норм токсичности ЕВРО-2, ЕВРО-3, запрещающих контакт полости бензобака с атмосферой и требующих дожигать имеющиеся пары топлива в двигателе.
Адсорбер СУПБ двигателя ВАЗ 2113, ВАЗ 2114 и ВАЗ 2115
1. Назначение адсорбера.
Адсорбер в системе улавливания паров бензина (СУПБ) предназначен для сбора и удержания паров топлива, поступающих из топливного бака при повышении в нем давления. Тем самым предотвращается выброс вредных веществ в атмосферу.
2. Расположение адсорбера на автомобиле.
На автомобилях ВАЗ 2113, ВАЗ 2114 и ВАЗ 2115 с двигателями 2111 (1,5 л., 8 кл.) и 11183 (1,6 л., 8 кл.) адсорбер расположен слева по ходу автомобиля в подкапотном пространстве, на шпильках крепления на левой стойке.
3. Устройство адсорбера.
Адсорбер представляет собой пластмассовый бочкообразный контейнер, наполненный активированным углем. В своей верхней части он имеет впускной штуцер для принятия паров топлива из бензобака (TANK) и клапан продувки с выпускным штуцером, соединенным со штуцером на дроссельном узле. Помимо этого здесь же имеется патрубок для связи внутренней полости адсорбера с атмосферой (штуцер подвода воздуха для продувки AIR).
4. Принцип действия адсорбера.
В СУПБ инжекторного двигателя автомобилей ВАЗ 2113, ВАЗ 2114 и ВАЗ 2115 пары топлива при повышении давления в бензобаке поступают в сепаратор под правым задним крылом, где часть из них конденсируется и возвращается обратно в топливный бак. Остальная часть паров из сепаратора, минуя предохранительный (двухходовой), гравитационный и обратный клапана этой системы, по трубкам поступает в адсорбер.
Здесь пары накаливаются и удерживаются угольным наполнителем адсорбера.
При работе двигателя с повышенной частотой вращения блок управления дает команду на открытие клапана продувки адсорбера (режим продувки адсорбера). При этом в адсорбер поступает дополнительный воздух через штуцер подвода воздуха продувки (AIR). В адсорбере он смешивается с парами топлива. Под действием разряжения смесь воздуха и паров по трубке высасываются из адсорбера на штуцер в дроссельном узле, и далее попадает через ресивер в цилиндры двигателя. Где и дожигается.
Блок управления регулирует степень продувки адсорбера в зависимости от режима работы двигателя.
5. Неисправности адсорбера.
К неисправностям адсорбера можно отнести: его механическое повреждение (например, трещины), при этом будет ощущаться запах бензина в подкапотном пространстве, возможны подтеки топлива на адсорбере; переполнение бензином; выход из строя установленного на нем клапана продувки; повреждение шлангов идущих к адсорберу и т.п. Все это может привести к нестабильной работе двигателя на холостом ходу, снижению его мощности и приемистости, периодическому самопроизвольному заглоханию двигателя, повышению давления в топливном баке, повышению токсичности выхлопа.
«Признаки (симптомы) неисправности адсорбера»
6. Применяемость адсорбера.
В системах улавливания паров бензина (СУПБ) двигателя с ЭСУД под нормы Евро-2 применяется адсорбер 2112-1164010-10 (12). Если ЭСУД под нормы Евро-3, устанавливается адсорбер 21103-1164010-01 (02).
Примечания и дополнения
Адсорбирование – поглощение газов твердыми или жидкими телами.
Условия включения клапана продувки адсорбера:
1.Температура охлаждающей жидкости выше определенного значения (75 гр. С);
2.Система управления топливоподачей работает в режиме обратной связи по датчику кислорода;
3.Дроссельная заслонка открыта более чем на 4%, но не более чем на 99%;
4.Двигатель работает не в режиме отключения топливоподачи;
5.Система топливоподачи исправна.
Еще статьи по системе управления двигателем (ЭСУД) ВАЗ 2113, ВАЗ 2114 и ВАЗ 2115
Признаки неисправности клапана продувки адсорбера
Признаки (симптомы) неисправности регулятора давления топлива
Схема системы улавливания паров топлива двигателя 2111 (Евро 2)
Нет давления в топливной рампе, причины
Система питания двигателя 2111 ВАЗ 2113, 2114, 2115. Схема.
Система улавливания паров бензина — СУПБ двигателя 11183