Существует целый ряд причин неустойчивого холостого хода инжекторного двигателя. Одни из них связаны с неисправностью самого двигателя, другие с выходом из строя некоторых элементов его электронной системы управления — ЭСУД или системы питания.
Перечислим их в виде списка, чтобы в случае появления нестабильных оборотов холостого хода можно было бы самостоятельно разобраться «куда копать» при возникновении такой проблемы.
В качестве примера используем инжекторный двигатель 2111 (1,5 л., 8 клапанов), что ставился на автомобили ВАЗ 2113, ВАЗ 2114, ВАЗ 2115, а так же на ВАЗ 21083, ВАЗ 21093 и ВАЗ 21099.
Вот список причин неисправности «троит двигатели (инжектор)».
1. Забит топливный фильтр системы питания двигателя.
Засоренный топливный фильтр системы питания двигателя 2111 не даст бензину в достаточном объеме поступать из бензобака в топливную рампу, либо вообще будет пропускать его туда с перебоями. При таком раскладе поступающая в цилиндры двигателя топливная смесь будет значительно обедненной. Энергии от ее сгорания не будет хватать для проворачивания коленчатого вала на холостом ходу. Такие перебои с подачей топлива и связанные с ними скачки давления в топливной рампе как раз и приводят к неустойчивому холостому ходу инжекторного двигателя (троит двигатель), либо, в лучшем случае, к его подтраиванию на минимальных оборотах.

Сопутствующие признаки засорения топливного фильтра системы питания — это снижение мощности и приемистости двигателя, проблемы с запуском, рывки и подергивания при нажатии на педаль газа. См. «Признаки засорения топливного фильтра, инжектор».
Для устранения неисправности топливный фильтр придется заменить на новый.
2. Засорен топливный фильтр в бензобаке.
Аналогичным образом будет проявлять себя засорение топливного фильтра который расположен в топливном модуле в бензобаке автомобиля. Так как он таким же образом не дает топливу поступать в топливную рампу.
Для устранения неисправности придется извлекать топливный модуль (бензонасос) из топливного бака автомобиля и прочищать его.
3. Засорены топливные магистрали.
Также двигатель автомобиля будет троить если засорены топливные магистрали. Забить их могут отложения из топливного бака. Которые постепенно накапливаются и сужают просвет трубок. Давление в топливной рампе падает. Соответственно топливоподача снижается и двигатель троит.
В первую очередь, в такой ситуации, необходимо проверить давление в топливной рампе при помощи манометра. Оно должно соответствовать. для двигателя 2111 где-то 2,5 — 3,5 бар (250-350 кПа), после того как двигатель был заглушен.
Если оно соответствует этой норме, а проблемы с работой двигателя все же имеются, то проверяем и при необходимости заменяем детали системы питания.
Помимо этого для устранения неисправности можно продуть топливные магистрали сжатым воздухом. Либо промыть их специальным раствором.
4. Неисправен регулятор давления топлива.
Из за потери подвижности (зависания) диафрагмы внутри регулятора давления бензин из топливной рампы может постоянно сбрасываться в обратную магистраль (а не только тогда когда это нужно). Поэтому обеспечить требуемый уровень давления топлива регулятор не может. Давление на форсунках падает, а чем меньше давление на форсунках, тем меньше бензина впрыскивается в топливную смесь. Она становится бедной и двигатель на ней не хочет работать. Троит и пытается заглохнуть.
В такой ситуации (да и любой другой, связанной с изменением состава смеси) контроллер ЭСУД будет пытаться скорректировать состав топливной смеси по показаниям датчика кислорода (ДК). Но, в случае неисправности регулятора, это мало поможет.
См. «Признаки неисправности регулятора давления топлива».
5. Засорен воздушный фильтр двигателя автомобиля.
При этом повышается сопротивление входящему потоку воздуха. Его доля в общем объеме топливной смеси падает. Топливная смесь переобогащается. Такая смесь хуже горит, способствуя, тем самым, перебоям в работе цилиндров. Водитель ощущает, что двигатель троит.
5. Имеется «подсос» постороннего воздуха в систему.
Излишний воздух, попадая во впускной коллектор, в той или иной степени обедняет топливную смесь. Двигатель плохо работает на холостом ходу и начинает понемногу троить.
В такой ситуации необходимо найти место подсоса и устранить его. Проверьте плотность посадки шлангов идущих к дроссельному узлу и на вакуумный усилитель тормозов, крепление хомутов. Шланг на вакуум можно пережать, чтобы исключить его влияние на работу двигателя.
6. Загрязнены распылители форсунок.
При применении некачественного топлива или загрязнении системы питания форсунки выходят из строя, так как загрязняется их распылитель. При работе такой форсунки топливо не распыляется, а просто вытекает или капает из нее. Топливная смесь излишне обогащается, хуже горит. Двигатель начинает работать с перебоями — троит.
Выйти из строя может и электрическая часть форсунки. Возможен обрыв или короткое замыкание ее обмотки. В этом случае форсунка подлежит замене. Так как работать она не будет.
Помимо выхода из строя электрической части форсунки, может быть неисправна идущая к ней проводка. Выявить что именно произошло можно в ходе простой проверки. Исходя из того, что номинальное сопротивление обмотки форсунки при 20 градусах по Цельсию составляет 11,7 – 12,6 Ом.
См. «Неисправности форсунок системы впрыска двигателя».
7. Неисправен регулятор холостого хода (РХХ) системы управления двигателем (ЭСУД).
Выйти из строя может как сам РХХ, так и его электрические цепи. При этом обороты холостого хода двигателя 2111 «скачут» от минимальных, когда двигатель почти глохнет, до максимальных, когда стрелка тахометра близка к красной зоне. Все это может чередоваться с периодами стабильной работы. Так как неисправный датчик холостого хода может то работать, то не работать. См. «Признаки неисправности регулятора холостого хода ВАЗ 2114».
В таком случае имеет смысл снять РХХ, проверить, прочистить его и его посадочное гнездо.
8. Неисправен датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ).
Неисправный ДПДЗ может выдавать на блок управления неверную информацию о положении дроссельной заслонки. В результате на холостом ходу обороты двигателя могут сильно повышаться и с неохотой снижаться до нормы или не снижаться вовсе. ДПДЗ можно проверить тестером или заменить исправным.
Помимо перечисленных причин троения двигателя 2111 на холостом ходу могут иметься следующие неисправности приводящие к аналогичной проблеме.
Загрязнена дроссельная заслонка или нарушено ее положение.
Неисправен датчик массового расхода воздуха (ДМРВ) или датчик абсолютного давления воздуха (ДАВ).
Зазоры между электродами свечей не соответствует норме (1,0-1,1 мм для двигателя 2111), либо вышла из строя одна из свечей.
Неисправны высоковольтные провода системы зажигания.
Не отрегулированы зазоры в приводе клапанов (или прогорел клапан).
Разная компрессия в цилиндрах двигателя (изношена ЦПГ двигателя).
Забит катализатор (каталитический нейтрализатор отработанных газов).
Не работает система улавливания паров бензина в топливном баке.
Таким образом, зная возможные причины неисправности «троит инжекторный двигатель», можно самостоятельно вычислить в чем именно кроется проблема. После чего приступить к ее устранению не боясь ошибиться.
Еще больше причин неисправности «троит двигатель» можно посмотреть в статье «Пропал холостой ход на инжекторном двигателе, причины».
Примечания и дополнения
Следует помнить, что возможно причина неисправности «троит инжекторный двигатель» не одна. На двигателях автомобилей с пробегом довольно часто имеет место две или даже несколько причин. Это следует учитывать при проведении диагностики.
Еще статьи по двигателю 2111 автомобилей ВАЗ
- Давление в топливной рампе двигателя автомобилей ВАЗ
- Хлопки в глушитель, инжекторный двигатель, причины
- Неисправности ЭСУД автомобилей ВАЗ и их признаки
- Признаки (симптомы) неисправности модуля зажигания
- Адсорбер автомобилей ВАЗ 21083, 21093, 21099







