После замены трамблера системы зажигания двигателя автомобиля, либо после его снятия и последующей установки необходимо отрегулировать зажигание.
То есть придется выставить начальный момент опережения зажигания. Что бы двигатель нормально работал как на холостом ходу, так и на других режимах.
Рассмотрим особенности проведения этой работы на примере трамблера 40.3706 бесконтактной системы зажигания двигателя 21083 (1,5 л., 8 клапанов) автомобиля ВАЗ 21083 (21093, 21099).
По хорошему перед снятием трамблера (распределителя зажигания) с двигателя автомобиля необходимо пометить его расположение относительно корпуса вспомогательных агрегатов. Любым доступным способом. Что бы не сбить момент опережения зажигания после установки трамблера обратно.
Но, если такую метку впопыхах забыли поставить, либо трамблер снимался для замены на новый, то придется проводить процедуру установки зажигания.
Как выставить зажигание после замены трамблера?
На двигателе 21083 автомобиля ВАЗ 21083 (21093, 21099) с бесконтактной системой зажигания, и с трамблером 40.3706, начальный угол опережения зажигания должен составлять 1°±1°. Это при работе двигателя на холостом ходу. На 92-ом бензине. См. «Углы опережения зажигания двигателей автомобилей ВАЗ».
Попробуем добиться этого значения путем несложных манипуляций. И запустить двигатель.
1. Совмещаем установочные метки коленчатого и распределительного валов двигателя.
На двигателе 21083 всего имеется всего три пары установочных меток.
Первая пара меток — это метка на шкиву распределительного вала и метка-выступ на задней защитной крышки привода ГРМ.
Другая пара меток — это метка — треугольный вырез на шкале в лючке картера сцепления и длинная метка (риска) на маховике.
Третья пара меток — это метка на шкиву коленчатого вала («звездочке») и метра — прорезь на отливе крышки корпуса масляного насоса двигателя.
Если совместить все три эти метки, то поршни первого и четвертого цилиндров будут находиться в верхней мертвой точке (ВМТ). А значит угол опережения зажигания будет где-то 0 градусов. То есть в принципе, с таким углом двигатель 21083 должен завестись и даже работать на холостом ходу.
В принципе, что бы выставить зажигание после замены трамблера на двигателе 21083 будет достаточно совместить первые две пары меток. Что мы немедленно и проделаем.
Для доступа к установочным меткам на шкиву распредвала и задней крышке ГРМ необходимо снять наружную крышку привода газораспределительного механизма двигателя автомобиля.
Для доступа к установочным меткам на маховике и шкале углов опережения зажигания, на автомобиле ВАЗ 21083 (21093, 21099), предусмотрен лючок в картере сцепления. Закрытый резиновой заглушкой. Он расположен под термостатом. Нам нужно снять эту заглушку.
Совмещаем метки.
Совмещаем первую пару установочных меток. Для этого вращаем коленчатый вал за болт храповика ключом на «19» или большой шлицевой отверткой за зубцы маховика в лючке картера сцепления. По часовой стрелке. Вращать ключом за болт крепления шкива распредвала не рекомендуется.
После совмещения первой пары меток в лючке на картере сцепления автоматически длинная метка (риска) на маховике должна стать напротив середины треугольного выреза шкалы. То есть вторая пара меток так же совместится.
2. Устанавливаем трамблер на двигатель в нужное положение.
После совмещения установочных меток приступаем к правильной установке трамблера на двигатель.
Снимем с трамблера крышку. Контакт бегунка устанавливаем на вывод высоковольтного провода первого цилиндра. Это можно сделать, приложив крышку к трамблеру и найдя на ней отметку вывода первого цилиндра.
Смазываем уплотнительное кольцо трамблера моторным маслом. Вставляем его в посадочное гнездо на шпильки. При этом выступы на муфте вала трамблера должны войти в прорезь на конце распредвала. Если два первых пункта выполнены, то они совпадут.
Закрепляем трамблер, но гайки до конца не затягиваем, так как потом мы будем устанавливать угол опережения зажигания. И будет необходимо как-то вращать трамблер. Устанавливаем на место крышку и затягиваем два винта ее крепления. Присоединяем к ней высоковольтные провода в правильном порядке.
3. Прогреваем двигатель.
При установке момента опережения зажигания двигатель должен быть прогрет. Поэтому запускаем его и прогреваем до рабочей температуры (80-90 гр).
Если двигатель холодный и не работает на холостых, то слегка прикрываем воздушную заслонку карбюратора вытянув на себя рукоятку «подсоса».
4. Регулируем зажигание.
Запускаем двигатель.
Постепенно, по мере прогрева двигателя, утапливаем «подсос». При этом вращаем корпус трамблера вправо-влево добиваясь устойчивой работы двигателя на холостых.
После того как двигатель прогреется опять вращаем трамблер по чуть-чуть вправо-влево. И добиваемся что бы обороты холостого хода двигателя установились в пределах нормы. И что бы он устойчиво работал.
При вращении трамблера, имеющийся на корпусе вспомогательных агрегатов выступ будет перемещаться относительно шкалы углов опережения зажигания на корпусе трамблера. Это так называемый механизм октан-корректора. В некоторых случаях, с его помощью водитель может вручную подкорректировать угол опережения зажигания и убрать, например, детонацию. Если вдруг, по каким-то причинам, в топливном баке оказался плохой бензин.
В нашем случае октан корректор помог выставить нужный угол опережения зажигания и выровнять обороты холостого хода двигателя.
При вращении трамблера следует помнить, что одно деление на его шкале соответствует 8 градусам опережения или, наоборот, запаздывания зажигания. Если вращать трамблер в сторону плюса, угол опережения зажигания увеличивается. В сторону минуса — уменьшается. См. «Корректировка угла опережения зажигания вращением трамблера».
В итоге, после проведения регулировки зажигания, коленчатый вал прогретого двигателя на холостом ходу должен вращаться в пределах 700-800 об/мин. Воздушная заслонка карбюратора должна быть полностью открыта. Если эти условия выполняются, можно закрепить трамблер. И считать проведенную работу по установке зажигания после замены трамблера успешно выполненной.
В дальнейшем, необходимо будет провести проверку правильности установки момента опережения зажигания в движении автомобиля.
Для того чтобы наиболее точно выставить начальный угол опережения зажигания необходим стробоскоп. Подробнее: «Установка угла опережения зажигания на ВАЗ 2108, 2109, 21099».
5. Проверяем правильность установки зажигания.
Проверка правильности момента зажигания при работе двигателя автомобиля выполняется следующим образом.
Двигаясь на автомобиле со скоростью 45-50 км/ч на 4-й передаче по ровной дороге, резко, на непродолжительное время, нажмите на педаль «газа». И одновременно прислушайтесь к работе двигателя.
Кратковременно возникшая детонация — 1-3 сек (стук «пальцев») свидетельствует о правильной установке угла опережения зажигания, длительная о слишком раннем зажигании, отсутствие детонации о позднем зажигании.
Если детонация не соответствует норме, необходимо опять подкорректировать угол опережения вращением трамблера. Как уже отмечалось ранее вращая его против часовой стрелки – делаем зажигание более ранним. По часовой – наоборот, более поздним. После чего можно провести проверку еще раз.
Примечания и дополнения
— На наружной защитной крышке привода ремня ГРМ двигателя 21083 имеются подштампованные метки. Которые обозначают опережение зажигания на 5 и 10 градусов. а на шкиву привода генератора есть метка обозначающая положение поршней и коленчатого вала в верхней мертвой точке (ВМТ). В случае необходимости при установке зажигания можно ориентироваться на эти метки.
— Для доступа к третьей паре установочных меток на шкиву коленчатого вала и корпусе масляного насоса необходимо поддомкратить автомобиль и снять колесо со стороны привода ГРМ. После чего нужно ослабить крепление генератора, сместить его к двигателю (либо ослабить гайку натяжителя, если он имеется), снять приводной ремень и шкив привода генератора.
Еще статьи по системе зажигания двигателя 21083 автомобиля ВАЗ 21083 (21093, 21099)
— Проверка высоковольтных проводов
— Проверка бесконтактной системы зажигания
— Реле зажигания ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Как понять, что сбилось зажигание?