Существует несколько признаков (симптомов) по которым водитель может определить, что задние тормозные колодки его автомобиля вышли из строя.
На примере тормозных механизмов задних колес автомобиля ВАЗ 21083, 21093, 21099 разберемся, что это за признаки и как понять, что вышли из строя именно задние тормозные колодки, а не, например, детали задней подвески или задние колеса.
Срок службы задних тормозных колодок автомобилей ВАЗ 21083, 21093, 21099, в случае если водитель ездил аккуратно заканчивается где-то к 100.000 км пробега (иногда несколько больше). Но если автомобиль отъездил уже не один круг и тормозные колодки уже не раз заменялись ремонтными, то задумываться об их замене нужно уже где-то к 50.000 км пробега, а то и раньше. Обычно ориентируются по передним тормозным колодкам — задние нужно менять в два раза реже чем передние. Так как они меньше нагружены.
Предельный износ накладок задних тормозных колодок автомобилей ВАЗ 21083, 21093, 21099 — 1,5 мм.
Признаки (симптомы) неисправности задних тормозных колодок автомобиля
1. Появился шум и скрежет при нажатии на педаль тормоза.
В случае, когда накладки задних тормозных колодок стерты до предела при торможении может быть слышен шум и скрежет со стороны задних колес автомобиля.
Так как при срабатывании тормозов, в такой ситуации, происходит контакт рабочей поверхности тормозного барабана с металлом колодки. В результате слышен шум и скрежет от трения металл по металлу. См. фото в начале статьи.
Помимо этого, в случае если накладка задней тормозной колодки отслоилась от металлической основы, либо ее поверхность изрезана попавшей на нее грязью или песком, аналогично, при нажатии на педаль тормоза, со стороны задних колес будет слышен шум и иные странные звуки.
В такой ситуации необходимо снимать задние колеса, демонтировать тормозные барабаны и выяснять, что же случилось с тормозными колодками. При обнаружении предельного износа или отслоения накладок, колодки нужно заменить на новые.
2. Ухудшилась эффективность торможения автомобиля.
При износе трущихся поверхностей эффективность торможения снижается. Не смотря на то, что на переднеприводных автомобилях ВАЗ 21083, 21093, 21099 в первую очередь срабатывают передние тормоза, а задние подключаются лишь потом, отсутствие или плохая работа задних тормозов все же сказывается на скорости срабатывания и длине тормозного пути.
Так же эффективность торможения будет снижена если тормозные колодки мало того, что стерлись, так и еще залиты тормозной жидкостью из негерметичного колесного тормозного цилиндра.
3. Перестал держать ручник (ручной тормоз).
Уменьшение толщины накладок тормозных колодок напрямую влияет насколько эффективно будет работать стояночный тормоз. До поры до времени их износ практически не влияет на то насколько хорошо будет держать ручник. Но как только толщина накладок задних колодок приблизится к предельно допустимой и перешагнет через нее, то ручник будет срабатывать все хуже и хуже. Из-за того, что накладки попросту не будут доставать до тормозных барабанов.
Если на начальных стадиях возникновения такой проблемы исправить ситуацию можно регулировкой, то при большом износе сделать это уже не получится, так как закончится резьба на регулировочном механизме ручника.
4. Замасливание колодок и тормозных барабанов.
Потеки тормозной жидкости по задней части тормозного механизма заднего колеса и по самому колесу свидетельствуют о том, что тормозной цилиндр неисправен. При такой неисправности будет происходить активное замасливание рабочих поверхностей накладок тормозных колодок и тормозного барабана.
Так же это может свидетельствовать о том, что накладки задних тормозных колодок предельно изношены. Что бы прижать колодки к барабану поршни из тормозного цилиндра вылезли из него до предела и цилиндр потек.
Как следствие водитель не ощутит резкого снижения скорости автомобиля при нажатии на педаль тормоза.
Для устранения неисправности придется «вскрывать» тормозной механизм заднего колеса и проводить ревизию тормозного цилиндра. Иногда бывает достаточно протереть уайт-спиритом и зачистить мелкой наждачной бумагой накладки колодок. а так же заменить резиновые уплотнительные кольца в тормозном цилиндре. Либо приходится заменять цилиндр и колодки вместе.
Примечания и дополнения
Чтобы предварительно оценить состояние задних тормозных колодок необходимо извлечь заглушку смотрового отверстия в опорном щите заднего тормозного механизма и посветив туда фонариком провести осмотр толщины накладки. Для определения равномерности износа накладок, наличия на них рисок и повреждений придется снимать тормозной барабан.
Его так же придется снимать для замены тормозных колодок. При желании можно оставить основу колодок старую, а заменить только накладки (приклепать), но в большинстве случаев такая замена нецелесообразна так требует времени и спец инструмента, а материальная выгода невелика.
Одновременно, если снят тормозной барабан, имеет смысл проверить его степень износа. Подробнее «Тормозные барабаны ВАЗ 2108, 2109, 21099».
— Износ тормозных колодок в паре с изношенным барабаном (на котором выработка эллипсом) часто приводит к биению при торможении.
— Замена задних тормозных колодок на автомобилях ВАЗ 21083, 21093, 21099 производится парой (сразу в тормозных механизмах обеих задних колес автомобиля). При их замене следует соблюдать некоторые особенности которые обеспечат правильное выполнение этой работы. Подробно об этой работе в статье «Замена задних тормозных колодок на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099».
Еще статьи по тормозной системе автомобилей ВАЗ 21083, 21093, 21099
— Как изогнуть тормозную трубку без переломов?
— Восстановление работоспособности тормозных цилиндров суппортов
— Сколько нужно тормозной жидкости для замены ВАЗ?
— Почему задние колеса не растормаживаются после опускания ручника?