Утечка охлаждающей жидкости из системы охлаждения двигателя — одна из наиболее часто встречающихся неисправностей автомобиля. Которая, в ряде случаев, может привести к его поломке.
Рассмотрим один довольно простой способ проверки герметичности системы охлаждения и поиска мест утечки. Он может помочь в случае, когда найти место утечки сразу не удается. Это обычная опрессовка, которую можно проводить не только в системах охлаждения автомобильного двигателя, но и в иных системах с циркуляцией жидкости в герметичных контурах.
В качестве примера используем двигатель 21083 (1,5 л) с системой охлаждения закрытого типа, автомобилей ВАЗ 21083, 21093, 21099.
Необходимые инструменты и приспособления
— Приспособление для проведения опрессовки
Его изготавливаем самостоятельно из подручных средств. Для этого берем старую крышку расширительного бачка. Выбрасываем из нее клапан. Просверливаем в днище крышке отверстие диаметром 12 мм. Вставляем в него вентиль от бескамерной шины. См. фото в начале статьи.
— Шинный насос с манометром
Проверка герметичности системы охлаждения двигателя автомобиля
1. Устанавливаем приспособление на расширительный бачок.
Снимаем штатную крышку (пробку) расширительного бачка системы охлаждения двигателя и плотно наворачиваем вместо нее приспособление для опрессовки.
2. Проверяем герметичность системы охлаждения.
Присоединяем шинный насос с манометром к вентилю приспособления.
Медленно и аккуратно накачиваем воздух в систему. Необходимо поднять давление приблизительно до 1,6 кгс/см². Больше не нужно. Внимательно осматриваем детали системы охлаждения двигателя и прилегающие к ним поверхности на предмет потеков антифриза.
Наиболее вероятные места утечки ОЖ в системе охлаждения двигателя 21083 это радиатор системы охлаждения и его бачки, щланги системы, расширительный бачок (может иметь трещину). При таком давлении антифриз выдавит даже через малейшие отверстия и неплотности.
Если все сухо, то можно считать, что система охлаждения двигателя герметична.
Примечания и дополнения
— При желании, для облегчения поиска мест утечки ОЖ, можно залить в систему специальную жидкость. И после проведения опрессовки найти протечки и подтекания используя УФ-лампу. Они будут флуоресцировать в ультрафиолетовом свете.
— Чем опасна разгерметизация системы охлаждения двигателя? Не смотря на кажущуюся незначительность такой неисправности как подтекание охлаждающей жидкости, она может привести к возникновению весьма серьезных проблем для автомобильного двигателя.
Все дело в том, что при работе двигателя его система охлаждения должна быть обязательно герметична. Герметичность позволяет поднять температуру закипания ОЖ вплоть до 115-120ºС, при давлении в системе 1,1-1,5 кгс/см². Что приводит к наиболее эффективному охлаждению двигателя.
Если же система охлаждения не герметична, то достичь рабочего давления не получится, а значит и антифриз закипит при более низкой температуре. В таких условиях многократно ухудшится отвод тепла от головки блока и блока цилиндров. Двигатель перегреется, его детали поведет. Что чревато как минимум дорогостоящим капитальным ремонтом, а как максимум его полной заменой.
Таким образом имеет смысл при каждом открытии капота контролировать уровень ОЖ в расширительном бачке и наличие потеков на деталях системы охлаждения.
— Опрессовка — проверка давлением прочности и непроницаемости герметичности труб, емкостей, систем.
— В дополнение к опрессовке будет нелишним проверить работу клапанов крышки расширительного бачка. См. «Проверка крышки расширительного бачка системы охлаждения».
Еще статьи по двигателям автомобилей ВАЗ
— Что такое большой и малый круг системы охлаждения двигателя?
— Потек радиатор системы охлаждения двигателя ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Кипит антифриз (тосол) в расширительном бачке
— Проверка системы охлаждения двигателя ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Ржавый антифриз (тосол) в расширительном бачке, почему?
— Быстрая диагностика причин перегрева двигателя автомобиля