Работа по замене тормозных барабанов автомобиля ВАЗ 2113, 2114, 2115 имеет несколько особенностей. Без знания которых выполнить ее просто так не получится.
Рассмотрим эти особенности на примере автомобиля ВАЗ 2114 у которого было решено заменить алюминиевые барабаны на чугунные. И тем самым улучшить его тормозные характеристики.
Необходимые инструменты, приспособления и запчасти
— Ключ на 7 мм (глубокая головка или накидной).
— Металлическая щетка.
— Проникающая смазка (керосин, ВД-40).
— Молоток с резиновым бойком.
— Болты М8 длинной 60-70 см.
— Новые тормозные барабаны.
В тормозных механизмах задних колес тормозной системы автомобилей ВАЗ 2113, 2114, 2115 применяется тормозной барабан 2108-3502070 или его аналоги разных производителей.
Направляющие штифты барабана 2101-3101082.
Помимо алюминиевых тормозных барабанов на автомобилях ВАЗ 2113, 2114, 2115 могут устанавливаться тормозные барабаны изготовленные из чугуна. Считается, что они более стойки к износу и обладают улучшенной теплопроводностью, что улучшает торможение.
— Задние тормозные колодки 2108-3502090-01.
Подготовительные работы
Работу по снятию тормозных барабанов автомобиля ВАЗ 2113, 2114, 2115 лучше всего проводить на яме или эстакаде так как понадобится доступ к механизму натяжения тросов стояночной тормозной системы. Который расположен под днищем автомобиля.
— Опускаем вниз рычаг ручника и ослабляем натяжение тросов стояночного тормоза. Для этого придется отвернуть контргайку и отвернуть регулировочную гайку в регулировочном узле натяжения тросов.
— Поддомкрачиваем автомобиль и снимаем одно из задних колес.
Особенности замены тормозных барабанов автомобиля ВАЗ 2113, 2114, 2115
1. Отворачиваем направляющие штифты, крепящие тормозной барабан.
Для этого используем глубокую головку или накидной ключ на 7 мм.
Эти штифты, на автомобилях с большим пробегом, довольно часто «закисают» и просто так не хотят отворачиваться.
Что бы их отвернуть, проделываем следующее. Тщательно очищаем их металлической щеткой. После чего обрабатываем проникающей жидкостью. Помимо этого можно слегка обстучать направляющие штифты молотком с разных сторон.
После чего их демонтаж должен закончится успешно.
2. Очищаем посадочную поверхность тормозного барабана.
Перед снятием необходимо очистить от грязи и коррозии посадочную поверхность тормозного барабана. Иначе, заменить его может и не получится.
Для этого так же используем металлическую щетку. Заливаем посадочную поверхность проникающей жидкостью и выжидаем некоторое время. Так же, для облегчения снятия, обстукиваем тормозной барабан молотком с резиновым бойком по торцевой поверхности.
3. Снимаем тормозной барабан со ступицы.
Аккуратно, держась руками за края, сдвигаем барабан на себя. При этом и покачиваем его от себя-к себе.
Если руками тормозной барабан не снимается, то придется прибегать к альтернативным способам его демонтажа. Вот один из них. Заворачиваем в технологические резьбовые отверстия тормозного барабана два, заранее заготовленных, болта М8. Либо используем до этого снятые направляющие штифты. И последовательно, поочередно, равномерно заворачивая их ключом на 7 мм спрессовываем тормозной барабан со ступицы.
4. Производим замену задних тормозных колодок.
В принципе можно колодки и не менять. Особенно если их накладки не особо и стерлись. Но если на них есть риски, повреждения, либо накладки отслаиваются от основания, то менять их придется однозначно. Так же, если есть цель провести этот ремонт качественно, то колодки нужно заменить вне зависимости от их срока эксплуатации и состояния.
Особенности замены задних тормозных колодок мы рассмотрим в отдельной статье на нашем сайте.
Далее производим замену тормозного барабана.
5. Сдвигаем задние тормозные колодки.
Двумя монтажными лопатками упираемся в буртик опорного щита тормозного механизма и приложив усилие сдвигаем тормозные колодки друг к другу.
6. Насаживаем на ступицу и крепим тормозной барабан.
При сдвинутых колодках барабан должен одеваться без особых усилий. Заворачиваем на место крепящие его направляющие штифты при помощи ключа на 7 мм.
6. Устанавливаем зазор между тормозными колодками и барабаном.
Для этого несколько раз нажимаем на педаль тормоза. Зазор самоустановится. На автомобилях ВАЗ 2113, 2114, 2115 в задних тормозных цилиндрах имеется устройство для автоматической регулировки зазора между колодками и барабаном которое и выполнит эту работу автоматически.
Повторяем работу по замене тормозного барабана для другого заднего колеса.
7. Регулируем стояночный тормоз.
После замены тормозных барабанов обязательно нужно отрегулировать стояночный тормоз (ручник) автомобиля. Если регулировка выполнена правильно, то после 3-4 щелчков ручника задние колеса должны полностью блокироваться.
Примечания и дополнения
— Предупреждение. При снятом тормозном барабане не стоит нажимать на педаль тормоза. Так как немедленно будут выдавлены поршни из заднего тормозного цилиндра.
— Если по каким-то причинам необходимо оставить старый тормозной барабан, то предварительно его нужно проверить. Проверяем тормозной барабан на отсутствие трещин, сильного износа или наличия глубоких рисок на рабочей поверхности. И овальность. Помимо этого, максимально допустимый внутренний диаметр тормозных барабанов тормозных механизмов задних колес автомобилей ВАЗ 2113, 2114, 2115 это 201,5 мм. Если барабан не прошел проверку и имеет сильный износ, то заменяем его новым.
— Существует определенное правило в авторемонте — заменять тормозные барабаны задних колес автомобиля через каждые две замены тормозных колодок. Мы же рекомендуем ориентироваться на результат измерения степени его износа и состояние его рабочей поверхности. Если больше 201,5 или его рабочая поверхность в неудовлетворительном состоянии, то однозначно менять.
— В процессе ремонта, пока барабан снят, имеет смысл обратить внимание на подвижность троса привода тормозных колодок и состояние тормозного колесного цилиндра. Так как от их работоспособности напрямую зависит работа всего тормозного механизма заднего колеса. И в случае их неисправности замена тормозных барабанов на новые может оказаться пустой тратой времени и денег. Так как не удастся добиться более-менее приемлемого торможения при таких условиях.
— Тормозные барабаны автомобилей ВАЗ 2113, 2114, 2115 могут выхаживать довольно длительное время (до 100.000 км пробега и более). Так как благодаря распределителю тормозных усилий («колдуну») они тормозят значительно меньшее время по сравнению с передними тормозами.
На скорость их износа может повлиять низкое качество изготовления детали, применение колодок с жесткими накладками, попадание грязи и песка во внутрь механизма (хотя они более защищены по сравнению с передними тормозными дисками), неаккуратный ремонт, агрессивный стиль вождения автовладельца.
Согласно технического регламента рекомендуется проверять степень износа тормозных барабанов раз в 30.000 км пробега. Внеочередным поводом к проверке может послужить невозможность отрегулировать «ручник».
Еще статьи по тормозной системе автомобилей ВАЗ 2113, 2114, 2115
— Ремонт тормозного цилиндра заднего колеса ВАЗ 2113, 2114, 2115
— Сколько нужно тормозной жидкости для замены ВАЗ?
— Датчики износа передних тормозных колодок ВАЗ 2113, 2114, 2115
— Предельный износ тормозных колодок ВАЗ 2113, 2114, 2115
— Датчик уровня тормозной жидкости ВАЗ 2114, 2115, 2113 схема
— Как снять суппорт автомобиля ВАЗ 2113, 2114, 2115?