Разберемся откуда появляется воздушная пробка в системе охлаждения двигателя автомобилей ВАЗ 2113, 2114, 2115. Какие бывают симптомы (признаки) ее появления.
И посмотрим какие существуют способы ее удаления.
Причины появления воздушной пробки в системе охлаждения двигателя ВАЗ 2113, 2114, 2115
Практически всегда воздушные пробки в системе охлаждения двигателя автомобилей ВАЗ 2113, 2114, 2115 возникают после замены элементов системы охлаждения (печки, крана отопителя, радиатора, шлангов), которая сопровождается частичным или полным сливом и последующим заливом охлаждающей жидкости (антифриза, тосола).
Помимо этого, при проведении плановой работы по замене тосола или антифриза в системе, можно запросто «загнать» туда воздушную пробку если не соблюдать некоторые ее особенности. Например если при заливке жидкости не был снят подводящий патрубок с дроссельного узла (для удаления воздуха из системы).
Так же, если заклинил в закрытом положении клапан впускной клапан крышки расширительного бачка, начинается подсос воздуха в систему охлаждения через негерметичные соединения для выравнивания давления в системе и атмосферного (вакуумный эффект). Система завоздушивается.
Впускной клапан крышки расширительного бачка открывается на остывающем двигателе (когда давление в системе ниже 0,03-0,13 кгс/см²) и запускает в систему охлаждения воздух, выравнивая давление с атмосферным (компенсируется разрежение). Таким способом в системе охлаждения поддерживается оптимальное давление на разных режимах работы двигателя, что сохраняет его температурный режим в нужных рамках.
Признаки наличия воздушной пробки в системе охлаждения двигателя
1. Плохо греет «печка».
Либо не греет вообще. Радиатор отопителя — «печка» входит в состав малого круга системы охлаждения двигателя. Поэтому теплая охлаждающая жидкость (ОЖ) начинает поступать в него, из «рубашки» вокруг цилиндров, сразу после пуска двигателя. В результате «печка» должна начинать греть практически мгновенно. Даже при минусовой температуре на улице прогрев салона обычно занимает минут 7-10, а в летний период в среднем 5 минут.
В случае, если в системе охлаждения имеется воздух, он загоняется в ее самую верхнюю точку — радиатор отопителя салона, и «печка» не греет, так тосол в нее не поступает (подача заблокирована воздухом). Самостоятельно он оттуда выходит крайне редко. Поэтому, если двигатель уже прогрелся до рабочей температуры, а «печка» гонит чуть теплый воздух имеет смысл попробовать удалить эту воздушную пробку.
2. Постоянно перегревается двигатель автомобиля.
При появлении воздушных пробок в радиаторе, каналах и шлангах системы охлаждения в ней нарушается циркуляция охлаждающей жидкости, она не успевает охлаждаться набегающим потоком воздуха и встроенными штатными средствами охлаждения, как результат, наступает перегрев двигателя. Стрелка на указателе температуры быстрее чем обычно отклоняется к 130º, начинает постоянно работать вентилятор на радиаторе и водитель периодически слышит бурление в расширительном бачке. Это кипит тосол или антифриз, что недопустимо.
Если до ремонта системы охлаждения или замены в ней ОЖ такой картины не наблюдалось, а теперь признаки появления воздушной пробки (симптомы) на лицо, то нужно как можно скорее постараться удалить воздух из системы пока не повело головку блока и не залегли (потеряли упругость) поршневые кольца.
Как удалить воздушную пробку из системы охлаждения двигателя автомобилей ВАЗ 2113, 2114, 2115?
1. Способ первый.
Прогреваем двигатель до рабочей температуры. Глушим. Даем постоять пять минут. Снимаем один из шлангов с дроссельного узла. Запускаем двигатель или просто прокручиваем его стартером. Как только из шланга потекла ОЖ, надеваем его обратно на штуцер.
Следует соблюдать осторожность при проведении работ, так как охлаждающая жидкость горячая и может «выстреливать» смесью воздуха и тосола (антифриза).
2. Способ второй.
Загоняем автомобиль передними колесами на уклон, чтобы нос был задран вверх и находился несколько выше кормы (см. фото в начале статьи). Пускаем двигатель и прогреваем его до рабочей температуры. Глушим. Снимаем один из шлангов идущих на дроссельный патрубок. Пускаем двигатель или прокручиваем его стартером. При появлении ОЖ из шланга надеваем его на штуцер.
При особо запущенных случаях можно повторить операцию по удалению воздушной пробки несколько раз. Удобнее всего проводить работы с помощником, но если его нет следует подставить под снимаемый шланг емкость для сбора жидкости.
Таким образом применяя изложенную в статье информацию можно довольно быстро определить, что в системе охлаждения двигателя имеется воздушная пробка, понять, почему она появилась и удалить ее.
Если имеются подозрения на неисправность крышки расширительного бачка системы охлаждения, проще и надежней всего заменить ее на новую или заведомо исправную.
Примечания и дополнения
Если соблюдать несколько нехитрых правил при замене охлаждающей жидкости, то можно избежать проблем с воздушными пробками.
— Заливку жидкости производить не спеша, небольшими порциями.
— Во время залива сжимать патрубки на радиатор и термостат, прокачивая жидкость.
— Перед заливкой ОЖ снять шланг на дроссельном патрубке (узле). Туда и будет вытесняться воздух.
— Попутно с удалением воздушной пробки из системы охлаждения необходимо проверить исправность крышки (пробки) расширительного бачка. Так как неисправность ее впускного клапана приводит к образованию воздушных пробок.
— В системе охлаждения двигателя автомобилей ВАЗ 2113, 2114, 2115 охлаждающая жидкость заменяется раз в 75.000 км пробега или раз в пять лет.
— Точный объем жидкости в системе охлаждения – 7,8 литра. См. «Сколько литров система охлаждения двигателей автомобилей ВАЗ».
Еще статьи по двигателям автомобилей ВАЗ 2113, 2114, 2115
— На каких двигателях ВАЗ гнет клапана при обрыве ремня ГРМ?
— Очистка маслоотделителя двигателя 2111 ВАЗ 2113, 2114, 2115
— Все сальники двигателя 2111 автомобилей ВАЗ 2113, 2114, 2115
— Насос системы охлаждения (помпа) двигателя 2111 автомобилей ВАЗ
— Толщина вкладышей коленчатого вала двигателей ВАЗ 2113, 2114, 2115
— Замена ремня ГРМ двигателя 2111 (8 кл) ВАЗ 2113, 2114, 2115