Неисправность системы охлаждения двигателя — «уходит антифриз» весьма распространена на автомобилях с пробегом.
На примере карбюраторного двигателя 21083 автомобиля ВАЗ 21093 (21083, 21099) попробуем разобраться в ее причинах, самостоятельно их диагностировать, а так же, приведем примеры того, что делать в такой ситуации.
Признаки неисправности «уходит антифриз (тосол)»
1. Снижение уровня жидкости в расширительном бачке системы охлаждения.
Постоянно или периодически наблюдается снижение уровня антифриза (тосола) в расширительном бачке системы охлаждения двигателя автомобиля. Ниже метки MIN или близко к ней.
2. Имеются потеки охлаждающей жидкости (ОЖ) на деталях системы охлаждения.
На соединениях деталей системы охлаждения двигателя имеются следы вытекания (сочения) антифриза (тосола) — потеки. Потеки так же могут быть на соседних деталях (если ОЖ разбрызгивается или капает).
В ряде случаев потеков может не наблюдаться, а антифриз все равно уходит. Причина этому — испарение ОЖ от нагретых деталей двигателя и иных деталей автомобиля. Либо утечка происходит в скрытом, труднодоступном месте или там, где и предположить невозможно. В самом худшем случае это попадание ОЖ в камеры сгорания или масло в поддоне.
3. Запах антифриза (тосола) под капотом.
Сладковатый запах антифриза (тосола) при открытии капота автомобиля. Может усиливаться по мере прогрева двигателя.
4. Капли или лужа ОЖ под машиной.
На месте стоянки автомобиля, в районе двигателя возможно появление на земле капель или даже лужи охлаждающей жидкости.
5. Пар под капотом.
По мере прогрева двигателя от радиатора и иных элементов системы охлаждение наблюдается парение, величина которого зависит от степени утечки. Наблюдается в сочетании с сладковатым запахом.
6. Белый дым из выхлопной трубы глушителя.
При работе прогретого двигателя имеется постоянный белый дым из глушителя, который не проходит даже после поездки на автомобиле. Если подставить руку к выхлопной трубе, на ней будут капли жидкости.
Следует учитывать, что схожее дымление возможно при повышенной влажности воздуха, дырках в выхлопной системе (проржавела).
7. ОЖ в салоне автомобиля.
Потекший радиатор «печки» или ее кран будут причиной попадания антифриза в салон автомобиля (щиток моторного отсека, коврик под ногами переднего пассажира и т.д.). Может присутствовать сладковатый запах в салоне при испарении вытекшей ОЖ.
Места утечки ОЖ
Расширительный бачок, патрубки (шланги и рубки), трубки и бачки радиатора, сальник помпы, радиатор «печки», кран отопителя, камеры сгорания двигателя.
Причины неисправности уходит антифриз
1. Трещина в расширительном бачке.
Широко распространенная «болезнь» системы охлаждения карбюраторного двигателя 21083 (2108, 21081) автомобилей ВАЗ 21083, 21093, 21099 и их модификаций.
2. Выдавило ОЖ через крышку расширительного бачка.
При постоянном перегреве двигателя автомобиля, либо из-за попадания в ОЖ газов из камер сгорания возможно повышение давления в системе охлаждения двигателя и ее выброс через крышку расширительного бачка. При этом наблюдаются следы вытекающего антифриза на стенках бачка.
3. Не герметичное соединение шлангов и трубок системы охлаждения.
Слабо затянут хомут на шланге (патрубке), либо сам шланг изношен (в месте фиксации хомутом).
4. Трещины в патрубках системы охлаждения.
Усталостный износ материала шлангов и трубок системы или применение некачественных деталей.
5. Не герметичность помпы.
При выходе из строя подшипников вала помпы (насоса системы охлаждения) его начинает «бить», разбивает сальник помпы, ее герметичность нарушается, антифриз уходит по валу помпы наружу.
6. Не герметичность радиатора системы охлаждения.
Трубки радиатора могут быть повреждены при ремонте, либо вышла из строя уплотнительная прокладка между его бачками и трубками.
7. Не герметичность радиатора системы обогрева салона («печки»).
Чаще всего подтекают соединения шлангов идущих к радиатору и его патрубкам.
8. Протечка крана отопителя.
Антифриз уходит через потерявшие герметичность уплотнения крана отопителя.
9. Попадание антифриза в камеры сгорания двигателя.
Через трещины в камерах сгорания ОЖ может попасть туда.
Что делать если уходит антифриз?
Чтобы определить куда уходит антифриз необходимо диагностировать систему охлаждения двигателя — найти и устранить неисправность. В первую очередь проводится тщательный визуальный осмотр элементов системы охлаждения на предмет потеков ОЖ. При чем осматривать нужно как на холодном двигателе, так и наблюдать за системой по мере ее прогрева. Существует несколько эффективных и не занимающих много времени способов проверки системы охлаждения двигателя автомобиля. Часть из них изложена на нашем сайте в статье «Проверка системы охлаждения двигателя k7j автомобиля Рено Логан». Более подробно проблему поиска утечки топлива рассмотрим в новой статье «Проверка системы охлаждения двигателя 21083 автомобилей ВАЗ 21083 (21093, 21099)».
Примечания и дополнения
Объем охлаждающей жидкости в системе охлаждения двигателя 21083 автомобилей ВАЗ 21083, 21093, 21099 — 7,8 л. При падении уровня ОЖ в расширительном бачке до отметки MIN уходит приблизительно один литр антифриза.
Еще статьи по системе охлаждения двигателя 21083 автомобилей ВАЗ 21083, 21093, 21099
— Что делать если двигатель закипел?
— Замена охлаждающей жидкости ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Датчик указателя температуры охлаждающей жидкости
— Схема помпы ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Как заменить помпу на ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Ржавый антифриз (тосол) в расширительном бачке, почему?