Очиститель лобового стекла («дворники») автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 имеют три режима работы: малая скорость, большая скорость и прерывистый режим.
Для эффективной диагностики неисправностей в работе стеклоочистителя нужно иметь представление об его работе. На схемах приведенных далее наглядно показаны все режимы работы «дворников», что облегчает диагностику.
Режимы работы «дворников» автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
Малая скорость работы «дворников»
Водитель перемещает рычаг правого подрулевого переключателя вверх от исходного, во второе фиксированное положение. Внутри переключателя замыкаются контакры «53а» (плюс с замка зажигания) и «53» (выход на моторедуктор очистителя). Далее ток идет по серому проводу через монтажный блок предохранителей на одну из трех щеток моторедуктора очистителя ветрового стекла.
Большая скорость работы «дворников»
Водитель перемещает рычаг подрулевого переключателя дальше вверх, в третье (последнее) фиксированное положение. При этом замыкаются контакты «53а» (плюс с замка зажигания) и «53b» (выход на моторедуктор очистителя). Далее ток идет через серо-красный провод, через монтажный блок на третью (смещенную с геометрической нейтрали) щетку моторедуктора.
«Почему дворники ВАЗ 2109 не работают на большой скорости?»
Прерывистый режим
Водитель перемещает рычаг подрулевого переключателя вверх от исходного, во второе фиксированное положение. При этом замыкаются контакты «53a» и «j», а так же «53е» и «53». С контакта «j» напряжение подается на вывод «I» реле стеклоочистителя в монтажном блоке. Реле срабатывает. В нем замыкаются контакты «15» и «S». С контакта «S» реле ток идет опять на подрулевой переключатель и через его замкнутые контакты «53е» и «53», серый провод, монтажный блок поступает на боковую щетку моторедуктора. Реле периодически включается и выключается (с частотой 14 раз в минуту) разрывая и опять замыкая электрическую цепь тем самым создавая прерывистый режим работы щеток.
Примечания и дополнения
При выключении «дворников» водитель переводит правый подрулевой переключатель в нижнее (фиксированное) положение. При этом контакты «53» и «53е» внутри переключателя остаются замкнуты и ток поступает на концевой выключатель внутри моторедуктора и через расположенный здесь же предохранитель на вывод «31в» реле в монтажном блоке. Далее через его вывод «S» на замкнутые контакты «53» и «53е» в подрулевом переключателе. Через них и серый провод ток поступает на щетку моторедуктора и его якорь вращается на малой скорости. Одновременно внутри моторедуктора кулачок отжимает контакт концевого выключателя. Моторедуктор обесточивается. Щетки делают пару движений и останавливаются в нижнем положении.
Параллельно с очистителем ветрового стекла можно включить омыватель. Для этого нужно потянуть на себя рычаг правого подрулевого переключателя (не фиксируемое положение) при любом включенном режиме работы «дворников».
— Устройство очистителя ветрового стекла в картинках: «Устройство очистителя ветрового стекла ВАЗ 2108, 2109, 21099».
Еще статьи по электрооборудованию автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Не работает прерывистый режим работы «дворников», причины неисправности
— Положения рычагов подрулевых переключателей ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Схема подключения омывателя ветрового стекла ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Не работает задний «дворник» на ВАЗ 2108, 2109, причины
— Схема включения заднего «дворника» автомобилей ВАЗ 2108, 2109
— Отказал омыватель ветрового стекла ВАЗ 2108, 2109, 21099, что делать?
Возможно правый подрулевой переключатель барахлит. Нужно снять колодку проводов с него, включить зажигание и соединить куском провода вывод «53а» (плюс с замка) и «53b» (выход на мотор стеклоочистителя) в колодке. Если заработало, то переключатель скорее всего нужно заменить. Если нет, можно подать ток, например, проводом с плюса АКБ, непосредственно на моторчик, вывод «6» в его колодке и посмотреть будет работать или нет.
Здравствуйте, подскажите пожалуйста, не работает второй (самый быстрый режим дворников), остальные все работают, машина ВАЗ 2114 2003 г. Подскажите куда копать?