На примере автомобиля ВАЗ 21093 (21083, 21099) с «высокой» панелью приборов и карбюраторным двигателем, оборудованным бесконтактной системой зажигания (БТСЗ) проверим исправность коммутатора при помощи контрольной лампы.
Провести такую проверку придется, если двигатель вообще перестал запускаться или сильно троит и пытается заглохнуть.
См. «Признаки (симптомы) неисправности коммутатора системы зажигания». На автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099 с «низкой» панелью приборов аналогичную проверку можно провести ориентируясь на показания вольтметра (он встроен в комбинацию), Но на ВАЗ 21083, 21093, 21099 такой фокус не пройдет, так как вольтметра в комбинации у них нет. Поэтому воспользуемся самостоятельно изготовленной контрольной лампой.
Таким же способом можно проверить коммутатор на других автомобилях ВАЗ, не имеющих штатного вольтметра.
Необходимые инструменты и приспособления
Контрольной лампой может быть лампочка на 12 В 6А с присоединенными к ней двумя проводами.
Проверка исправности коммутатора контрольной лампой
Присоединяем контрольную лампу одним проводом к выводу «К» катушки зажигания (либо к выводу без маркировки на некоторых модификациях катушек), а другим к «массе» (кузов, двигатель, минусовая клемма АКБ). См. фото в начале статьи.
Включаем зажигание.
Наблюдаем за яркостью свечения контрольной лампы. Если коммутатор исправен, лампа сначала будет гореть тускло, а спустя пару секунд ее яркость резко увеличится. Это он отключает подачу напряжения на катушку через 1,5 секунд, если не произошло запуска двигателя.
В случае, если контрольная лампа горит ярко постоянно и не меняет яркости свечения, коммутатор неисправен и подлежит замене. Если лампочка не загорелась вообще, проверяем катушку зажигания и ее цепь.
Примечания и дополнения
— Коммутатор бесконтактно-транзисторной системы зажигания (БТСЗ) можно более точно проверить при помощи осциллографа и генератора прямоугольных импульсов. Но не у каждого есть такое спец оборудование, поэтому приведенный выше способ его проверки более реален для простого автомобилиста.
— Для чего необходим коммутатор?
Коммутатор предназначен для прерывания электрического тока протекающего по первичной обмотке катушки зажигания, по сигналу с датчика Холла. В результате прерывания образуется ток высокого напряжения, поступающий на свечи зажигания.
Помимо этого коммутатор автоматически регулирует период накопления тока в катушке зажигания в зависимости от частоты вращения коленчатого вала. А так же отключает подачу тока через катушку зажигания при неработающем двигателе, но включенном зажигании.
Еще статьи по системе зажигания автомобилей ВАЗ 21083, 21093, 21099
— Хитрый способ установки свечей зажигания в двигатель
— Признаки и причины неисправности крышки трамблера
— Неисправности бесконтактной системы зажигания автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099