При подборе свечей зажигания для конкретного автомобильного двигателя необходимо ориентироваться на их калильное число и понимать, чем отличаются горячие и холодные свечи зажигания. Чтобы ненароком не нарушить его работу.
Помимо этого, такое понимание может пригодится во время диагностики некоторых неисправностей автомобиля. Например, когда свечи почему-то постоянно зарастают черным нагаром и двигатель после этого начинает троить и плохо запускаться. Или когда, без видимых причин, от чего-то разрушаются их электроды.
Рассмотрим какие симптомы (признаки) в работе двигателя автомобиля возникают при использовании слишком горячих свечей зажигания. И выясним почему так происходит.
Признаки (симптомы) работы двигателя со слишком горячими свечами зажигания
Основные признаки работы двигателя автомобиля со слишком горячими свечами зажигания — это заметное снижение его мощности и приемистости, появление калильного зажигания (в ряде случаев оно сопровождается детонационными стуками) и разрушение электродов и изолятора свечи. Разберемся почему так происходит.
Горячая свеча называется горячей, так как в силу своих конструктивных особенностей очень быстро раскаляется, плохо отдает тепло в головку блока и стремительно выходит на крайний предел разогрева в 850 градусов. После которого возникает калильное зажигание (когда прогрев достигает уже 1000 градусов). Калильное число у таких свечей низкое, так как оно соответствует скорости с которой свеча выходит на предельный прогрев.
Если быть более точным, то калильное число — это величина среднего индикаторного давления при котором в цилиндре двигателя, во время испытания, возникает калильное зажигание.
У горячей свечи, по сравнению со стандартной, сильно удлинен носик изолятора (тепловой конус). Это позволяет увеличить подвод тепла в свечу и тем самым обеспечить ее быстрый прогрев. См фото в начале статьи.
Если же по каким-то причинам в двигатель автомобиля установлена слишком горячая свеча (с маленьким калильным числом), то она начнет работать в режиме постоянного перегрева. Что как раз и приведет к возникновению калильного зажигания. При котором топливная смесь в цилиндрах воспламеняется от раскаленного изолятора и электродов свечи. Еще до момента проскакивания искры.
Такое калильное зажигание опасно тем, что при нем происходит критический нагрев поверхностей камер сгорания, тарелок клапанов, поршней. В результате которого они начинают разрушаться вместе с электродами и изолятором свечи (температура разрушения около 1400 градусов). При этом стука детонации (как при детонационном сгорании) в двигателе в ряде случаев не слышно и водитель сам того не подозревая, нажимает на педаль газа (так как мощность двигателя заметно снижается), и стремится к скорому капитальному ремонту двигателя.
Вместе с тем, в условиях постоянного стояния в пробках и длительной эксплуатации автомобиля при низких температурах, некоторые водители специально устанавливают свечи зажигания немного «погорячее» штатных, с немного более низким чем требуется калильным числом. Так как они быстрее набирают температуру самоочищения (350-400 градусов) и не забиваются нагаром. В таком случае не стоит забывать менять такие свечи на более холодные с изменением условий эксплуатации. Что бы избежать возможных негативных последствий.
Таким образом, при осуществлении подбора свечей зажигания для двигателя своего автомобиля, следует знать, свечи с каким именно калильным числом и какими иными характеристиками подходят конкретно для него. И не допускать эксплуатации двигателя на слишком «горячих» свечах, так как это чревато скорым выходом его из строя.
Примечания и дополнения
— Применение газа в качестве топлива для автомобильного двигателя меняет его тепловые характеристики в сторону увеличения, поэтому в таком случае требуются более «холодные» свечи зажигания.
— При переменной работе двигателя: газ-бензин, следует устанавливать свечи зажигания с биметаллическим центральным электродом (так называемые термоэластичные свечи). В настоящие время такими свойствами обладают свечи зажигания, предназначенные для работы на газе, практически всех производителей.
— Калильное число импортных свечей зажигания отличается от отечественных. У каждого производителя своя шкала. Чаще всего она прямая (чем горячее свеча, тем калильное число ниже), отечественная — обратная (чем горячее свеча, тем калильное число выше).
— Свечи зажигания для большинства двигателей автомобилей ВАЗ, рассматриваемых на нашем сайте, имеют калильное число 17, что соответствует середине шкалы (не слишком горячие, но и не слишком холодные).
— Существует довольно простой, эффективный, проверенный временем, способ проверки соответствия свечи зажигания конкретному двигателю. См. «Как проверить соответствует свеча двигателю или нет?».
Еще статьи по свечам зажигания
— Признаки применения слишком холодных свечей зажигания
— Чем отличаются свечи зажигания для контактной и бесконтактной системы зажигания?
— Чем отличаются свечи зажигания для инжекторного и карбюраторного двигателя?
— Почему в двигателе одна свеча черная, а остальные нет?
— Хитрый способ установки свечей зажигания в двигатель
— Диагностика двигателя по нагару на свечах зажигания