Рассмотрим что представляет собой насос системы охлаждения (помпа) инжекторного двигателя 2111 (1,5 л., 8 клапанов), что ставился на автомобили ВАЗ 21083, 21093, 21099, 2113, 2114, 2115, 2110, 2111.
Нас так же будет интересовать как и где он устанавливается, как работает, какие бывают признаки его неисправности. Можно ли его заменить своими силами и какой его номер в каталоге для замены.
1. Для чего необходима помпа на двигателе 2111?
Насос (помпа) системы охлаждения двигателя 2111 автомобилей ВАЗ 21083, 21093, 21099, 2113, 2114, 2115, 2110, 2111 предназначен для обеспечения принудительной циркуляции в ней охлаждающей жидкости (ОЖ). Тосола или антифриза.
2. Что представляет собой насос системы охлаждения (помпа)?
Насос системы охлаждения (помпа) двигателя 2111 автомобилей ВАЗ имеет корпус из алюминиевого сплава.
Внутри корпуса установлен стальной вал, который вращается в двухрядном шариковом подшипнике. На переднюю часть вала напрессован металлокерамический зубчатый шкив привода, а на заднюю крыльчатка.
Подшипник вала не имеет внутренней обоймы (ее роль выполняет сам вал) и стопорится в корпусе при помощи винта. Гнездо винта, для предотвращения отворачивания, расчеканено. Подшипник заполнен смазкой Литол-24, которая заложена на весь расчетный срок службы помпы (около 100.000 км пробега автомобиля).
Для обеспечения герметичности насоса со стороны крыльчатки (которая закалена на торце токами высокой частоты на глубину 2-3 мм) в корпус запрессован сальник. Который предотвращает утечку охлаждающей жидкости (тосола, антифриза). Уплотнительное кольцо сальника изготовлено из графитовой композиции.
3. Как работает помпа?
Привод насоса осуществляется ремнем ГРМ через зубчатый шкив. Из-за этого лопасти крыльчатки насоса вращаются постоянно. И перегоняют охлаждающую жидкость (тосол, антифриз) из подводящей трубы в «рубашку» охлаждения двигателя. И далее по всей системе охлаждения двигателя.
4. Где установлен насос системы охлаждения на двигателе 2111?
Насос системы охлаждения установлен на передней части блока цилиндров двигателя 2111. Между насосом и блоком имеется прокладка и резиновое уплотнительное кольцо. К блоку цилиндров помпа крепится тремя болтами под ключ на «10».
5. Основные неисправности помпы двигателя 2111.
— Течь охлаждающей жидкости
При износе сальника или подшипника (вал помпы начинает «бить») происходит разгерметизация уплотнения вал-сальник и как следствие утечка ОЖ из системы охлаждения двигателя по валу помпы. Подтекающая жидкость заметна визуально.
В нижней части помпы имеется отверстие, через которое начинает подтекать ОЖ в случае выхода насоса из строя. Это своего рода сигнализатор для водителя, что вот и пришла пора замены. Иначе можно угробить двигатель.
— Заклинивание помпы
При выходе из строя подшипника на котором вращается вал помпы, вполне вероятно его заклинивание. Что наверняка приведет к обрыву ремня привода ГРМ. Необходимо периодически проверять люфт вала. Для этого придется снимать переднюю крышку ремня ГРМ и рукой, с усилием, покачиваем вал помпы за зубчатый шкив. Если помпа исправна, то люфта быть не должно.
Помимо этого вышедший из строя подшипник вала помпы выдает себя повышенным шумом. Который хорошо различается при работе двигателя на холостых.
— Снижение эффективности циркуляции охлаждающей жидкости
При загрязнении подводящей трубы (например, остатками герметика, применяемого при ремонте) возможно снижение эффективности циркуляции ОЖ. Такой же эффект будет при разрушении крыльчатки насоса (например, при использовании некачественного, слишком агрессивного тосола который ее попросту «съел»). Двигатель автомобиля при этом перегревается. Антифриз может запросто закипеть.
6. Можно ли заменить помпу на двигателе 2111 своими силами?
Да, можно.
Для замены придется снимать ремень привода ГРМ двигателя. Далее необходимо отвернуть три болта крепления помпы. После чего снять заднюю защитную крышку привода ГРМ. И снять помпу с двигателя. Новый насос устанавливаем в обратном порядке.
7. Каталожный номер насоса системы охлаждения двигателя 2111.
На автомобилях ВАЗ с двигателем 2111 (1,5 л., 8 клапанов) применяется насос охлаждающей жидкости (помпа) 2109-1307010 или ее аналоги разных производителей.
Примечания и дополнения
— Срок службы насоса системы охлаждающей жидкости (помпы) двигателя 2111 автомобилей ВАЗ 21083, 21093, 21099, 2113, 2114, 2115, 2110, 2111 довольно большой. Если установлена качественная деталь, то и 100.000 км пробега не предел. На срок ее эксплуатации напрямую влияет качество изготовления. А так же сила натяжения ремня, качество залитой в систему охлаждающей жидкости и степень ее загрязнения. Но, даже с учетом этих негативных факторов на ее ресурс, то в большинстве случае 30-40 тыс км она выхаживает.
Необходимо периодически проверять состояние насоса. Можно приурочить такую проверку к замене масла в двигателе раз в 10.000 км пробега. Проверка включает в себя осмотр поверхности помпы и прилегающих поверхностей двигателя. Для обнаружения течи ОЖ. А так же покачивание шкива помпы (для обнаружения возможного люфта).
— Насос ОЖ (помпу) двигателя 2111 при желании можно отремонтировать. Для этого с него спрессовывается крыльчатка и шкив. И меняется подшипник и сальник. Но, будет выгодней сэкономить время и трудозатраты, и заменить неисправную помпу целиком. Так как стоит она не так уж и дорого.
Существует простой способ как заменить помпу (насос) системы охлаждения двигателя 2111 (1,5 л., 8 клапанов) автомобиля ВАЗ 2114 или ВАЗ 2115, ВАЗ 2113 не сливая антифриз (тосол) из системы охлаждения. Подробно о нем см. «Как заменить помпу двигателя 2111 не сливая антифриз?».
Еще статьи по двигателю 2111 автомобилей ВАЗ
— Сколько литров система охлаждения двигателей автомобилей ВАЗ
— Воздушная пробка в системе охлаждения двигателя ВАЗ 2113, 2114, 2115
— Все сальники двигателя 2111 автомобилей ВАЗ 2113, 2114, 2115
— Толщина вкладышей коленчатого вала двигателей ВАЗ 2113, 2114, 2115
— Замена ремня ГРМ двигателя 2111 (8 кл) ВАЗ 2113, 2114, 2115
— Система питания двигателя 2111 ВАЗ 2113, 2114, 2115. Схема.