Существует старинный, всеми уже подзабытый, способ балансировки колес прямо на автомобиле.
С повсеместным появлением различных шиномонтажных мастерских и автосервисов необходимость в нем практически отпала. Но, все-таки, он может выручить в трудной критической ситуации или сэкономить немного денег нуждающимся.
Сразу следует сказать, что на заднеприводных автомобилях передние колеса балансируют на своих ступицах, а задние на одной из передних ступиц. То есть их придется снимать и переставлять. На переднеприводных автомобилях задние колеса балансируют на задних ступицах, передние переставляют для балансировки на зад.
Для полноприводных автомобилей балансировка колес прямо на автомобиле не проводится.
Необходимые инструменты и приспособления
— Домкрат.
— Баллонный ключ.
— Плоскогубцы.
— Молоток.
— Мелок.
— Набор балансировочных грузиков разного веса.
— Щетка металлическая.
Подготовительные работы
— Устанавливаем автомобиль на ровную площадку и фиксируем его включением первой передачи и противооткатными упорами под колеса.
— Если автомобиль переднеприводной, то рычаг ручного тормоза не поднимаем.
— Снимаем колесо, требующее балансировки и очищаем его от грязи. Особое внимание следует уделить внутренней части колесного диска. Так как прилипшие на нее отложения и комки грязи не дадут правильно отбалансировать колесо. Для очистки используем металлическую щетку.
— При помощи пассатижей демонтируем с колеса все имеющиеся на нем балансировочные грузики.
— Снижаем давление в шине колеса до 0,2-0,3 кгс/см².
— Устанавливаем колесо на ступицу без привода (для заднеприводных автомобилей на переднюю, для переднеприводных на заднюю). Закрепляем его болтами.
Балансировка колес прямо на автомобиле
1. Вращаем колесо по часовой стрелке.
Рукой слегка крутим колесо по часовой стрелке. И ждем пока оно остановится. Мелом наносим первую метку в верхней части колеса. Это будет так называемая, верхняя точка колеса.
2. Вращаем колесо против часовой стрелки.
Рукой опять слегка крутим колесо. Но уже против часовой стрелки. И ждем пока оно остановится. Мелом наносим еще одну, вторую, вертикальную метку в верхней части колеса. Это опять будет так называемая, верхняя точка колеса.
3. Наносим третью метку.
Между этими двумя метками чертим мелом еще одну. Третью среднюю метку. Таким образом, приблизительно, будет определено самое легкое место колеса. И нам его предстоит слегка слегка утяжелить, что бы уравновесить с другими частями колеса. То есть отбалансировать колесо.
4. Подбираем балансировочные грузики по весу.
По обе стороны третьей метки устанавливаем по одному легкому балансировочному грузику. Например, грузики массой 30 гр.
Вращаем колесо рукой, отпускаем его и наблюдаем за грузиками. После остановки колеса они должны находится в крайнем низком положении. Если это так, то увеличивать их массу не нужно. Значит вес балансировочных грузиков подобран верно.
Если же грузики займут более высокое (или даже верхнее) положение), то их вес нужно увеличить. Устанавливаем более тяжелые грузики. Например, массой 40 гр. И опять, вращением, проверяем где они остановятся.
Такой подбор веса балансировочных грузиков проводим пока после остановки колеса они не будут занимать крайнее нижнее положение.
5. Выполняем балансировку колеса автомобиля.
Теперь нам необходимо добиться что бы после остановки вращающегося колеса автомобиля грузики каждый раз оказывались в разном положении. То есть, в таком случае, колесо будет считаться отбалансированным и будет весить одинаково в любой его части.
Добиться этого можно смещением балансировочных грузиков в разные стороны относительно средней (третьей) метки.
Поэтому слегка смещаем грузики относительно метки, вращаем колесо и смотрим где остановятся грузики. И так вращаем его несколько раз. Если грузики постоянно пытаются остановиться приблизительно в одном и том же месте, то смещаем их еще немного в стороны от средней метки. И опять проверяем, где они остановятся. В идеале необходимо добиться что бы что бы каждого вращения и последующей остановки колеса они занимали разное положение.
Добившись этого, можно считать, что колесо отбалансировано. Закрепляем на нем балансировочные грузики. Доводим давление в его шине до нормы и принимаемся балансировать следующее колесо.
Таким образом мы разобрались как можно балансировать колеса прямо на автомобиле.
Примечания и дополнения
— Следует отметить, что подобную балансировку можно считать предварительной. Окончательно и более точно отбалансировать колеса автомобиля необходимо в условиях СТО.
— Для более точной балансировки колеса в гаражных условиях можно использовать специальное приспособление. В виде отдельно установленной свободно вращающейся ступицы колеса. Его можно изготовить самостоятельно, либо приобрести в сетях розничной торговли.
— Как проверить отбалансировано колесо или нет? Для проверки необходимо вывесить колесо. Провернуть его рукой и дождаться остановки. Нанести мелом вертикальную метку в самой нижней точке его точке. После чего необходимо раскручивать колесо 10 раз. После каждой остановки нанесенная метка должна останавливаться каждый раз в разном месте. Если это так, то колесо можно считать нормально отбалансированным.
Еще статьи по ходовой части автомобиля
— Что будет, если ездить на спущенных колесах?
— Как понять, что сбился сход-развал колес автомобиля?
— Проверка ходовой части и трансмиссии автомобиля при движении накатом
— Автомобиль тянет в сторону при движении, почему?
— Почему жрет переднюю резину с внутренней или внешней стороны?